Cправочные материалы по тригонометрии. Формулы. Определения и свойства.
Комплект предназначен для слабых и средних по уровню учащихся, для репетиторов по математике и школьных преподавателей. Он специально адаптирован мной для слабых и средних по уровню учеников. В материалах применяются, на мой взгляд, лучшие приемы уменьшения нагрузки на память и упрощения работы с большими объемами информации. Их содержание дает репетитору по математике возможность преподнести тригонометрию в удобной для работы и для запоминания форме. В помощь репетитору по математике, работающему со слабыми учащимися, я специально исключила из списка формул те, которые не входят в основную программу, а также сложные формулы и различные формулы-следствия.
Определение тригонометрических функций:
Определение: синусом угла поворота на называется ордината точки, изображающей данный угол.
Определение: косинусом угла поворота называется абсцисса точки, изображающей данный угол.
Определение: тангенсом угла поворота называется отношение ординаты точки, изображающей угол, к ее абсциссе.
Определение: котангенсом угла поворота называется отношение абсциссы точки, изображающей данный угол к ее ординате.
Определение: косинусом угла поворота называется абсцисса точки, изображающей данный угол.
Определение: тангенсом угла поворота называется отношение ординаты точки, изображающей угол, к ее абсциссе.
Определение: котангенсом угла поворота называется отношение абсциссы точки, изображающей данный угол к ее ординате.
Основные тригонометрические свойства:
(основное тригонометрическое тождество)
Четность и нечетность тригонометрических функций:
нечетная
четная
нечетная
нечетная
примечание репетитора по математике:
функция называется нечетной, если противоположным значениям аргумента соответствуют противоположные значения функции.
Функция называется четной, если противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
Знаки тригонометрических функций
Прочтите о том как репетитору по математике заучить с учеником таблицу значений.
Формулы приведения:
Чтобы написать правую часть формул приведения нужно:
1) найти четверть в которой лежит угол в скобках, считая X острым углом.
2) поставить знак данной функции в данной четверти.
3) сменить или сохранить функцию.
При или функция меняется (, )
При или функция не меняется.
1) найти четверть в которой лежит угол в скобках, считая X острым углом.
2) поставить знак данной функции в данной четверти.
3) сменить или сохранить функцию.
При или функция меняется (, )
При или функция не меняется.
Формулы сложения углов:
Формулы двойного угла:
Формулы сложения тригонометрических функций:
Простейшие тригонометрические уравнения:
1) Уравнения вида
2) Уравнения вида
1) Уравнения вида
Уравнения вида
,
Частные формулы:
где
Общая формула:
,
где
Решение на круге.
,
Частные формулы:
где
Общая формула:
,
где
Решение на круге.
1) Уравнения вида
Уравнения вида
,
Частные формулы:
где
Общая формула:
,
где
Решение на круге.
,
Частные формулы:
где
Общая формула:
,
где
Решение на круге.
Предлагаю репетиторам по математике использовать на своих занятиях материалы сайта в реальном времени. Часто во время занатия дети не выключают компьютер. Загрузите страничку с формулами и начинайте урок.
Вместо распечатывания формул на листочке дайте ученику ссылку на страницу или попросите сделать ее стартовой при входе в интернет. Это увеличит частоту появления формул перед глазами ученика и они быстрее запомнятся.
Как репетитору по математике составить и как учить с учеником таблицу значений тригонометрических функций
Запоминание таблицы значений тригонометрических функций — актуальная тема не только для старшеклассников, но и для самих учителей и репетиторов по математике, которые часто не могут правильно расставить акценты на особенностях таблицы и тем самым вносят дополнительные препятствия для ее использования. Чего только я не насмотрелся в тетрадях учеников за годы моей практики. Такое впечатление, что сами учителя и репетиторы не знают, как лучше действовать. Кто-то предлагает отдельные таблицы для прямых и отдельно для обратных тригонометрических функций. Кто-то предлагает тригонометр, записи с неудобным представлением самих значений функций и используют, например, вместо числа выбивающегося из общего правила . По моей статистике примерно детей не могут самостоятельно отследить закономерности математических формул и свойств, упрощающие запоминание. Школьные преподаватели не всегда обращают на них внимание и часто именно репетитор по математике открывает ребенку глаза на очевидное.
Что должен делать репетитор по математике?
Я запускаю на занятие некоего помощника – навигатора, позволяющего облегчить ученику запоминание важной для практического решения задач информации. Продумываются сопроводительные подсказки в теоретических шпаргалках, при которых:
- максимально широкий охват сведений обеспечивается минимальным объемом записей.
- информацию можно будет получать при помощи неких выявленных особенностей и закономерностей в поведении чисел
Как этот принцип применить к запоминанию таблицы значений?
1) Репетитору по математике следует провести своего рода экскурсию по таблице и рассказать о ее особенностях. Важно заметить, что для перевода углов из градусов в радианы, достаточно вспомнить о том, какой у этих радианов должен получиться знаменатель. это , а это .Если у ребенка хотя бы немножко работает ассоциативная память, то он будет помнить, что в «радианных знаменателях» располагаются только числа и 6. Они же стоят в разряде десятков соответствующей им градусной меры. Только тройка соответствует шестерке, шестерка тройке, а четверка (промежуточная цифра) при переходе к сохраняется. Я говорю так — тройка меняется на шестерку, шестерку на тройку, а четверка замирает и остается первой цифрой градусной меры угла .
При переводе можно заметить, что данный угол 5 раз больше чем. Тогда, умножая радианы для на 5, получаем .
Значения синусов и косинусов для основных углов лучше всего по таблице не смотреть, а вспомнить определение для их функций через тригонометрический круг.
Модули значений функций углов больших cимметричны значениям для углов до . Надо только учесть отрицательные знаки косинуса, тангенса и котангенса во второй четверти.
Репетитору по математике остается выучить с учеником главную часть таблицы. И здесь есть красивые закономерности. Если репетитор дал ученику для тригонометрической таблицы числа , то можно заметить, что если мы представим в виде , то получим единую структуру дробей и заучивать придется числа и . В этот момент ученику станет просто смешно и удивительно: почему он раньше не видел таких закономерностей.
Осталось запомнить порядок. Так как синус в первой четверти возрастает, то большему углу соответствует большее число под корнем. Я говорю так : большему углу — больший синус. Слабому ученику я многократно повторяю: синус работает в прямом порядке : большему большее, а меньшему меньшее. Это повторение слов, как правило, откладывается в его голове.
Легко понять. что с косинусом все наоборот: меньшему углу — больший косинус. Тоже самое выявляется у тангенсов, и котангенсов.
В таблицу значений тангенсов репетитору по математике необходимо записать числа без выбивающегося числа , а именно так: , и. Тогда помимо соответствия меньшему — меньшее, абольшему — большее тангенсы будут образованы всеми различными комбинациями действий деления чисел: 1 и . После таких аналогий 90-95 процентов учеников репетитора по математике не ошибаются в табличных значениях.
Вычисление арксинусов, арккосинусов, арктангенсов...
1. слово арксинус трудно и долго произносимое. Я намеренно проглатываю в некоторых ситуациях слово «синус» и говорю, например, так: для нахождения арка, требуется... Школьники понимают, о чем идет речь, а репетитор по математике при этом может акцентировать внимание на чем-то более важном.
2. В таблице, которую вы видите ниже, специально выделена область красным цветом. Она используется для нахождения арков.
Если табличное число в нее попадает — ученик смотрит на верхнюю строчку. Там располагается соответствующий арк этого числа. . Если он не попадает в таблицу из-за знака, то находим в ней противоположное к нему положительное число, смотрим на верхнюю строчку и добавляем минус к ответу. Например, при вычислении арксинуса числа ученик ищет аксинус от и ставит минус у .
Для запоминания того, какие области обведены можно указать на такую закономерность: два торчащих пальца красной зоны соответствуют тем функциям, которые четные. Зоны углов, которые ими захватываются — это равные области значений именно арккосинуса и арккотангенса. Еще одна закономерность: именно у арккосинуса и арккотангенса схожие формулы нахождения арков от отрицательных чисел. И в одной и в другой получается минус арк от противоположного положительного числа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий