четверг, 27 февраля 2014 г.

Репетитор по математике о разнице между сильным и слабым учеником.

завтра

В чем состоит главное отличие в характере работы репетитора по математике со слабым учеником от соответствующей работы с сильным? http://www.ankolpakov.ru/2013/02/16/o-podgotovke-k-ege-s-repetitorom-po-matematike/


Если сильный ученик при выполнении стандартных заданий успевает заметить и запомнить наиболее важные особенности изучаемых математических явлений и объектов, то слабый не видит их в упор. Поэтому крайне важно, чтобы рядом с последним из них находился человек, способный эти особенности раскрыть, а именно репетитор по математике.

Отличнику, например, не составит особого труда понять, что при отрицательном дискриминанте квадратного трехчлена и положительном знаке старшего коэффициента все значения трехчлена окажутся положительными. Вряд ли стоит надеяться, что слабый ученик самостоятельно сделает тот же вывод. Даже если знает о том, как определить направление ветвей у параболы. Репетитору по математике приходится описывать словми процесс поиска значений по графику, вспоминать особенности этого графика и т.д. Целый рассказ получается. И времени на осмысление содержащейся в нем информации тратится немало.
Сильный ученик способен  думать и рассуждать системно и вариативно, представляя себе изучаемые явления без их непосредственной демонстрации и частных проверок. Способность таким же образом управлять своими мыслями практически полностью отсутствует у среднестатистического слабого школьника. Поэтому в большинстве случаев за него эту работу выполняет репетитор по математике. Каковы особенности этой работы? Репетитору приходится думать головой ученика и «транслировать» ему эти мысли. Согласитесь, что это непростая задача. Сложность состоит не только в подборе точных и понятных фраз и образов, но еще и в том, что звуковая или визуальная информация может сравнительно легко или наоборот трудно восприниматься. А может и не восприниматься вовсе. В зависимости от скорости ее обработки пришедших к репетитору учеников можно разделить на три группы:
1) средние и легкие (или относительно легкие)
2) трудные, но подъемные
3) безнадежные
Второму типу учащихся необходимы постоянные занятия с репетитором по математике параллельно со школой, начиная с 5 — 6 класса и заканчивая подготовкой к ЕГЭ по математике в 11-ом. Почему? Если мозг учащегося уже в 5 классе проявляет не способность выполнять простые мыслительные операции с нужной скоростью и в нужном объеме, то это может свидетельствовать об общей физиологической проблеме организма (или о нежелании напрягаться). Такой ученик вряд ли сможет без посторонней помощи перестроиться и «взяться за ум» в будущем. Ему нужны особые методики, рассчитанные специально для него и его школьной программы.
Математика – очень сложный предмет, выучить который каждому трудно по-своему. Репетитору по математике нужно разобраться в том, что происходит в голове ученика 5 класса и в соответствии с результатами проведения тестов и характера работы ученика на первых уроках, подготовить для него индивидуальную стратегию развития. Нужно следить за тем, о чем он думает и как использует ранее полученные знания. Лучше всего эту работу начинать в 5 классе.
Проблему, связанную с неприязнью к предмету иногда можно снять. Правда для этого репетитору по математике придется проявить незаурядное мастерство «мотиватора» дабы чрезвычайно сложно привить интерес человека к тому, что вызывало отвращение и неприязнь: к процессу размышления, к числам, графикам и т.д. В мотивационной работе репетитора на первый план выходит качество организации занятий и качество объяснений. Как правило, если не понятно, то и неинтересно. Именно поэтому 20% учеников уже после нескольких индивидуальных уроков с репетитором совершенно иначе начинают воспринимать математику и погружаются в предмет с головой. Если такое произошло – это большая удача как для репетитора, так и для родителей.
Безнадежные ученики встречаются регулярно. Удивительно, но многие из них обращаются к репетитору только в 11 классе, когда сами начинают понимать, что школьная подготовка к ЕГЭ по математике не дает ровным счетом ничего, ибо не соответствует имеющемуся уровню знаний. Физиологические показатели, необходимые для получения хорошего результата с репетитором по математике оказываются у слабого ученика крайне низкими. Ослабленное внимание и плохая память – обычное явление в этом случае. Причина может иметь наследственный характер или являться следствием недосмотра в раннем развитии ребенка, а именно в дошкольном возрасте. Если такой ученик просидит до 11 класса в полном неведении, то почти гарантировано попадают в категорию безнадежных. Если репетитор по математике получает такого ученика в 5 -6 классе, то шансы не оказаться на задворках при подготовке к ЕГЭ оказываются значительно более высокими. Помните об этом и занимайтесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий