воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Решать, решать и еще раз решать задачи.

Качество полученных навыков и знаний современного школьника — тема волнующая многих. Однако проблема заключается в том, что детей этот вопрос заботит меньше всего. Максимум, на что хватает абсолютного большинства из них — выполнить минимальные требования школьного учителя или репетитора. Крайне мало тех, кто решает хоть какие-нибудь задачи по собственному желанию сверх нормы.
За мою 18-ти летнюю практику работы репетитором по математике таких учеников было всего 3. Все поступили в очень сильные вузы. Двое в Москве, а один в Америке.
Минимальные усилия, которые затрачивают дети по какому-либо учебному вопросу, крайне негативно отражаются на состоянии их знаний. К сожалению, мало кто из них это понимает. Конечно, у каждого ребенка может быть свой уровень развития и не все могут так себя организовать, кто-то не знает, как заниматься самостоятельно, кому-то неинтересно оставаться с предметом наедине, а у кого-то просто недостаточно сил, времени и способностей заниматься вне уроков. Хороший репетитор по математике, безусловно, может влиять на большинство таких учащихся, но этого влияния, на практике, все равно недостаточно. Телега сдвигается с мертвой точки (при помощи двигателя самого репетитора), но катится в нужном направлении часто с недостаточной скоростью, поскрипывая на ходу. Если занятия с репетитором останавливаются, то останавливается и телега.
Однако, наличие активной самостоятельной деятельности ученика вовсе не гарантирует, что он выйдет на уровень великих математиков прошлого. К месту будет вспомнить известную поговорку: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Всякий раз ее упоминаю в работе с безответственным и не трудоспособным учеником, и каждый раз поражаюсь тому, насколько точно в ней описана реальность. Видимо ее автор был хорошим математиком. Действительно, если вдуматься — просто формулировка теоремы на языке «если — то». Из того, что ученик не трудится, следует то, что он рыбку не поймает. Обратное не утверждается. То есть, если трудиться и ловить, то не обязательно поймаешь.
Точно так же и с обучением. Есть дети, которые сидят над учебниками, трудятся, трудятся, пытаются решать и разбираться в материале, но в голову упорно математика не лезет. Однако, если даже сильный и способный ребенок не уделяет предмету достаточно времени, на занятиях не хочет включаться в работу, не выполняет заданий, то ему точно не сдать хорошо экзамен. Все как в поговорке.
Чудес не бывает и знания сами на голову с неба не сваливаются. Их надо заслужить. Моя практика работы репетитором по математике позволяет совершенно ответственно утверждать, что категория учащихся, прикладывающих к обучению дополнительные средства и силы в перспективе имеет больше шансов сдать экзамен на отлично, чем способный, но ленивый гений.
Именно в этой категории детей репетитор по математике может добиться наилучших результатов. Даже если ребенок многое не знает и не понимает, но пытается прикладывать к учебе какие-то усилия, то при грамотной расстановке акцентов репетитора по математике в объяснениях его можно очень и очень прилично подтянуть. Имея потенциал желаний и интереса к обучению в сочетании с хорошей поддержкой со стороны репетитора, ребенок начнет решать задачи в нужном количестве. Решать, решать и решать... Количество решенного со временем усилит понимание предмета и, возможно, с некоторого момента помощь репетитора уже не потребуется.
Лучший способ научиться решать задачи состоит в том, чтобы самому решать эти задачи. Не надо жалеть времени, сил и не стоит надеяться, что на каких-то курсах кто-то научит. Репетитор по математике может в одностороннем порядке решить проблему только с пониманием темы, способа решения и создать благоприятные условия для роста, методического и дидактического характера, помочь выучить теорию. Все остальное в руках не репетитора, а ученика, который должен решать, решать и еще раз решать задачи. И чем больше и разнообразнее их состав, тем лучше

Комментариев нет:

Отправить комментарий