Слабый ученик — головная боль для репетитора по математике, так как традиционные методы объяснений ему не подходят. Причины этого несоответствия могут быть разными: от проблем, связанных со способностями обеспечивать достаточную скорость мышления и точную привязку мыслительных операций к определенным объектам до пропусков занятий и полного отсутствия практики общения с математическими понятиями и алгоритмами.
Особое умение репетитора выходить из таких, казалось бы, патовых ситуаций, связано с наличием в его арсенале средств различных хитрых типов объяснений текущих тем в обход каким-то навыкам и способностям, знаниям и умениям, приобретенным в результате долгого и упорного труда.
Слабые дети тоже бывают разными, но до определенной их части все-таки можно достучаться, сопоставляя изучаемые математические структуры и модели с реальными аналогами, или с явлениями похожими на них. Тогда и интерес появляется и информация в памяти хранится дольше (благо ассоциативная память включается) и быстрее приходит понимание (благо есть фундамент, на который можно хоть как-то опереться)
Замена переменной в уравнениях — одна из тем, часто попадающая в категорию до конца не понятой слабым учеником. В лучшем случае он просто заучивает алгоритм и при малейшем изменении условий его применения может растеряться. Как репетитор по математике может донести суть приема?
Рассмотрим для примера уравнение:
![urav_zam_6 urav_zam_6](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_6.jpg)
Самому репетитору по математике (как и сильному ученику) решить уравнение не представляет труда. Делаем замену
![zamena_7 zamena_7](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/zamena_7.jpg)
![urav_zam_4 urav_zam_4](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_4.jpg)
![para_urav_8 para_urav_8](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/para_urav_8.jpg)
Все ходы просты и понятны кому угодно, но только не слабому ученику, так как без соответствующих комментариев и аналогий уже на этапе перехода к уравнению
![urav_zam_4 urav_zam_4](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_4.jpg)
На помощь репетитору по математике приходят как математические пояснения, так и примеры, не связанные напрямую с математикой. И в том и в другом случае до их использования репетитор должен развернуть структуру объекта перед ребенком и показать, как проверяется наугад взятое число на предмет попадания его в ответ. Это делается подстановкой тестируемого числа в левую часть уравнения и поэтапным подсчетом значения выражения
![viragen_zam_9 viragen_zam_9](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_9.jpg)
![viragen_zam_2 viragen_zam_2](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_2.jpg)
![viragen_zam_3 viragen_zam_3](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_3.jpg)
![tablitia tablitia](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/tablitia-300x138.jpg)
Ставим перед учеником следующую цель: догадаться как число −1 можно было бы обнаружить, если бы мы его не знали и не видели его во втором и третьем столбике. Есть шанс, что ученик не растеряется и скажут репетитору: «надо решить уравнение t^2+5t+4 = 0». Отлично, можно идти дальше и обратить его внимание появлении числа −1 получается при подстановке х=1 в выражение
![viragen_zam_2 viragen_zam_2](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_2.jpg)
![urav_zam_10 urav_zam_10](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_10.jpg)
Если понимание пришло, репетитору по математике необходимо акцентировать внимание ребенка на главной особенности уравнения, из-за которой такое решение возможно: наличие внутри левой части повторяющегося набора действий (повторяющегося выражения).
Далее... Озвучивание репетитором общего плана и техники решения всех таких уравнений со всеми сопутствующими ей атрибутами (на разобранном примере).
1) Ищем повторяющиеся выражения.
2) Обозначаем их новой буквой t.
3) Записываем шаблон будущего уравнения для нахождения иксов:
2) Обозначаем их новой буквой t.
3) Записываем шаблон будущего уравнения для нахождения иксов:
![zamena_7 zamena_7](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/zamena_7.jpg)
4) Вставляем букву t в первоначальное уравнение вместо выражения
![viragen_zam_2 viragen_zam_2](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_2.jpg)
![urav_zam_4 urav_zam_4](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_4.jpg)
6) Подставим найденные числа в выделенный «шаблон» и решим еще два уравнения:
![para_urav_11 para_urav_11](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/para_urav_11.jpg)
Таким образом найдем иксы, при подстановке которых в выражение из второй колонки таблицы эти получатся «гаранты» t1 и t2.
Фактически репетитор по математике двигается с учеником по указанной таблице справа налево.
Если ученик не самый слабый, то достаточно показать схемку:![sxema_zam_500 sxema_zam_500](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/sxema_zam_500.jpg)
![sxema_zam_500 sxema_zam_500](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/sxema_zam_500.jpg)
Если репетитор чувствует, что с открытой структурой объекта, понимание все равно не приходит и ученик не может осознать (или успевает забывать) что именно показывают числа t1=-4 и t2=-1, то можно предложить сравнить подбор чисел с работой кодового замка на двери, ведущей на какой-нибудь секретный объект. Как будто кодовый замок — это буквенное выражение в левой части уравнения, а нам надо найти верный код (число для вставки вместо Х), чтобы получить нуль в результате всех действий
![viragen_zam_9 viragen_zam_9](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_9.jpg)
Тогда дверь откроется.
Это замок двойной, он состоит из двух частей :
1)«Cистема преобразований» (или коротко: «переводилка») числового кода (Х) в числовой пароль t (его «вычисляет» выражение
1)«Cистема преобразований» (или коротко: «переводилка») числового кода (Х) в числовой пароль t (его «вычисляет» выражение
![viragen_zam_2 viragen_zam_2](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_2.jpg)
2)«Система проверки» пароля, которая при получении нуля в результате действий
![viragen_zam_3 viragen_zam_3](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_3.jpg)
Решить уравнение — значит найти все коды, открывающие дверь. Как это сделать?
Логично сначала узнать все пароли (t1=-4 и t2=-1), при которых дверь открывается. Для этого решим уравнение
![urav_zam_4 urav_zam_4](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_zam_4.jpg)
Затем для каждого из найденных паролей и попробовать подобрать коды, которые в них будут преобразованы действиями
![viragen_zam_2 viragen_zam_2](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/viragen_zam_2.jpg)
При такой методике объяснений репетитору по математике будет легче удержать внимание на структуре алгоритма. Так как слова код и пароль более коротки, понятны и знакомы чем сложные для осмысления строгие математические фразы «значение переменной, при которой значение выражения ...»
Если репетитору по математике опять не удалось добиться понимания, то можно привести более простую аналогию с реальностью (правда менее точную). На секретный объект имеют доступ несколько человек . Требуется пронести на него некоторые предметы. Представим себе, что эти предметы — числа (иксы). Какие из них как можно пронести?
На вопрос «как пронести» репетитору по математике ждать ответа не придется. Любой ученик скажет: «надо найти этих людей-агентов и передать с ними. Правильно! Числа −4 и −1 у нас играют роль агентов (буква t — дверь в которую они входят для получения разрешения пройти на территорию. Выражение x^2-2x похоже на карман, в который должен влезть нужный для проноса предмет (в его роли выступает число 1 из ответа).Невозможность найти корень уравнения
![urav_12 urav_12](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav_12.jpg)
![urav13 urav13](http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2010/08/urav13.jpg)
Можно назвать такой метод — методом аналогий. Его применение позволяет репетитору по математике в дальнейшем использовать красивые опорные слова в качестве подсказок ученику. Забыл с чего начать? Определяй агентов : t1 и t2. Если они уже найдены — определяй что залезет к ним в карман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий