Ох, сколько хлопот доставляют репетитору по математике маленькие ученики. Проще подготовить какого-нибудь абитуриента к ЕГЭ или в МГУ, чем возиться с проблемами, традиционно возникающими в 5 — 7 классах. Одна из них — удержание внимания и интереса к выполняемым заданиям.
Репетиторы испытывают в работе с маленькими учениками огромные проблемы. И прежде всего дисциплинарно — организационные. Дети с ослабленным вниманием отвлекаются на каждую мелочь и часто пропускают мимо ушей объяснения репетитора, погрузившись в собственные мысли в самый ответственный момент. Каждый раз репетитору по математике приходится придумывать что-нибудь интересное в дополнение к традиционным формам работы. Одним из возможных путей решения проблемы внимания является, конечно же, игровой прием ведения урока.
Математические игры на занятии с репетитором – отличный способ «собрать» ребенка и незаметно для него самого направить занятие в нужно русло. Как известно, главной проблемой изучения математики, не обязательно с репетитором, является смена привычного для ребенка вида деятельности. Ученики 5 – 7 классов, а иной раз и восьмиклассники, большую часть свободного времени проводит в играх и развлечениях, уличных или компьютерных. Эмоциональная окраска от участия в этих процессах и удовольствие от выигрыша бывают настолько сильными, что ребенок думает о них каждую минуту. Поэтому очень тяжело заставить себя сесть с репетитором по математике за стол и решать нудные задачки. Ребенка не покидает мысль о просмотре фильма, общении со сверстниками, играх в какие-нибудь «казаки-разбойники» или в «стрелялки» на компьютере? С применением игр, как правило, часть этих проблем удается решить.
Типичные ошибки репетиторов на игровых занятиях.
Одной из традиционных ошибок преподавателей математики, применяющих игры, является полный или частичный отказ от использования в них актуального программного материала. В результате, вместо того, чтобы изучать с репетитором важные математические правила или тренироваться в вычислениях, ученик что — то рассматривает, рисует, строит или перекладывает. Чаще всего такая деятельность носит ярко выраженный развлекающий характер и не приносит большой пользы для обучения математике. Этого нельзя допускать.
С другой стороны репетитору крайне сложно подбирать на каждый урок игры (комплект игр), охватывающие тот же спектр знаний и навыков как и классические задания. Поэтому многие репетиторы по математике просто отказываются от разработки игровых моментов урока, считая подготовку к ним, во-первых, довольно затратным мероприятием, а во-вторых, не достаточно эффективным (с играми количество решенных базовых задач снижается). Я не разделяю это мнение, но в то же время не отношусь к «игровым репетиторам». Методика применяется только в особых случаях.
В каких случаях репетитор по математике использует игры?
Игровая форма ведения уроков очень опасное занятие, если ей сильно увлечься, тем более, если ее основе строить весь процесс обучения (даже в начальной школе). Почему? Во-первых, не все навыки ими можно развить. Во-вторых, далеко не на все темы удается составить игры, а в-третьих, все равно от них придется отказываться (в самом деле, не заниматься же ими при подготовке к ЕГЭ по математике). Привычка играть с репетитором всегда и везде, скорее всего, навредит формированию учебного настроя в будущем, потому что обычные занятия ребенку будут не интересны. Я не отношу себя к игровым репетиторам и применяю методику в особых случаях: при работе с неорганизованными, невнимательными или неусидчивыми учениками, имеющими заниженную мотивацию или быстро утомляемыми.
Наиболее распространенные ситуации, в которых я использую игры следующие:
1) Игры как награда за результативную работу (не более одной – двух за урок). В этом случае я мотивирую школьника на выполнение обычного набора заданий.
2) Игра как отдых. Если я чувствую усталость или рассеивание внимания, а перерыв не способен вернуть рабочий ритм занятию, мы можем поиграть в какую-нибудь учебную игру. Обычно она проводится ближе к концу урока.
1) Игры как награда за результативную работу (не более одной – двух за урок). В этом случае я мотивирую школьника на выполнение обычного набора заданий.
2) Игра как отдых. Если я чувствую усталость или рассеивание внимания, а перерыв не способен вернуть рабочий ритм занятию, мы можем поиграть в какую-нибудь учебную игру. Обычно она проводится ближе к концу урока.
Подобрать игровой материал, интересный для конкретного ученика, очень непросто. Каждый ребенок имеет свой внутренний мир и определенную предрасположенность к тем или иным видам занятий. Если репетитором по математике задумывается проведение какого-нибудь соревнования на уроке, следует внимательно присмотреться к ученику (особенно это важно для первых игр) и спросить родителей о сфере его интересов. В какие игры он любит играть, играет ли вообще, играет ли сам собой и как реагирует на победы и поражения. Может случиться так, что вместо мобилизации остатков внимания репетитор по математике окажет играми только возбуждающе или утомляюще действие.
Привычка играть с друзьями.
Это обстоятельство может негативно отразиться на результатах использование методики, ибо в игровых уроках труднее сохранять дистанцию между репетитором и учеником . Ребенок привыкает, что в играх его соперники — друзья или родственники с определенного момента перестанет воспринимать репетитора по математике как учителя. Обычно это происходит с молодыми преподавателями, которым, во–первых, труднее присмирить ребенка , а во-вторых, сложнее предсказать чрезмерное «раскрепощение» на первых же игровых уроках.
Примеры математических игр.
Если для урока со сложным учеником я не могу найти в соответствующей литературе игру, отвечающую его уровню и интересам, я пытаюсь придумать ее самостоятельно. Приведу несколько примеров игровых заданий.
Игра репетитора по математике на измерение углов 5 класс.Ребенку стало не интересно просто строить углы по их градусной мере. Проводим игру: «Кто точнее»!
Правила игры. Репетитор берет линейку с карандашом и рисует на листочке любой угол, а ученик старается угадать его величину «на глазок». Градусная мера называется. Затем репетитор по математике измеряет угол транспортиром (ученик смотрит). Погрешность угадывания фиксируется, а роли меняются. Теперь уже ученик рисует, а репетитор угадывает. Опять проверяем отклонение (это уже делает ученик). Очко начисляется тому, у кого погрешность окажется меньшей. Мне удалось этой игрой спасти пару занятий от настоящего цейтнота. Учитывая неразвитый глазомер ученика я советую репетиторам иногда намеренно искажать свои прикидки, иначе ребенок не получит удовольствия от победы. Тоже самое нужно делать и в других играх.
Игра «Собери степень». Алгебра 7 класс.
Квадрат разделен на 9 клеток. В его центре репетитор по математике записывает какую-нибудь небольшую степень икса, например , а затем попеременно с учеником заполняет оставшиеся клетки другими степенями до 9-ой включительно ,, , , , , , . Каждая степень используется ровно 1 раз. Выигрывает тот, кто первым заполнит ряд, столбец или диагональ с произведением степеней, равным
Игра «Выдели полный квадрат».
Репетитор записывает на листочке какой-нибудь многочлен, например . За один ход разрешается поменять в нем одно любое число (коэффициент или показатель степени). Выигрывает тот, кто первым приведет выражение к виду полного квадрата. Повторно менять числа нельзя. Если репетитор по математике поставил, например, число 25 вместо 8, ученик уже не имеет права его менять. Исключение составляют числа, при постановке которых невозможно получить полный квадрат. Например, замена репетитором на дает ученику право поменять число 5 на что-нибудь еще, ибо нечетная степень не может быть точным квадратом натуральной степени.
Игра «Кто правильнее и быстрее решит». Математика 5 — 7 класс.
Ученик соревнуется с репетитором по математике на скорость и точность выполнения заданий. Подбирается два разных списка коротких упражнений (обычно на вычисления или на преобразования) и параллельно решаются двумя участниками (у каждого свой список). Засекается время. Понятно, что репетитор по математике решит свое задание быстрее, поэтому его время умножается на 2 или даже на 3 (подбирается в зависимости от скорости ребенка). Одно – два призовых очка (точное количество продумывается репетитором) уходит к тому, кто решил задание первым. Далее проверяется правильность решений.
Репетитор может намеренно допустить какие-нибудь ошибки, а ученик должен их определить. Тот, кто нашел ошибку в примере соперника получает очко с примера (на каждый номер одно очко, то есть вторая ошибка из него — не в счет). Если ошибки нет или она пропущена проверяющим, призовой балл получает тот, кто чья работа проверялась. Выигрывает участник с наибольшим количеством баллов.
Естественно ученику не выгодно допускать ошибки, так как репетитор их сразу же вычислит. В среднем количество намеренно допущенных репетитором по математике ошибок должно соответствовать аналогичному показателю со стороны ученика.
Можно придумать массу других полезных игр. Обо всех и не напишешь – времени не хватит. Присылайте свои любимые игры. Интересно же.
Можно придумать массу других полезных игр. Обо всех и не напишешь – времени не хватит. Присылайте свои любимые игры. Интересно же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий