вторник, 4 февраля 2014 г.

Оптимизация индивидуальных занятий по математике.

Репетиторы по математике используют различные методики организации индивидуального обучения. Они зависят от желания самого репетитора проводить занятия тем или иным образом, от их целей и от возможностей ученика.
Можно предлагать различные формы выполнения заданий, различные методы объяснений и контроля, различные последовательности изложения тем, различные по уровню системы упражнений, различные приемы оформления и многое другое. Даже незначительные, казалось бы, изменения методик могут оказать существенное влияние на эффективность уроков репетитора.
Могих родителей и репетиторов беспокоит вопрос : как добиться оптимальных результатов занятий? Попробуем ответить на него в рамках этой статьи и помочь советами начинающим репетиторам по математике.
Оптимальный результат во многом это зависит от того,  как репетитором решаются две главные учебные задачи:
  • Донести материал до ученика на том уровне, на котором позволяют его знания и способности.
  • Cоздать условия для многократного обращения к ранее изученному материалу.
Сложность реализации этих пунктов состоит в том, что математика не только самый объемный из изучаемых предметов в школе, но и еще и один из самый требовательный к определенному режиму, в котором эксплуатируется память ребенка. Донести материал бывает невозможно без наличия в его голове определенного набора «свежих фактов и понятий». Кроме того, требуются навыки и способность быстро извлекать из памяти и обрабатывать информацию, полученную в разное время.
Одной из причин не понимания и, как следствие, отставания от программы состоит в том, что ученик не может вспомнить какие-то важные особенности изученного материала в тот момент, когда они используются.
Работу памяти человека можно сравнить извлечением нужного предмета (объекта) из огромной ямы, постоянно засыпающейся мелким мусором (другими предметами).  Полученная информация кладется в яму и медленно опускается на дно под тяжестью верхних слоев. Чем глубже объект от верхнего края, чем большим слоем мусора он накрыт, тем труднее за отведенное время его достать и использова
Индивидуальные особенности работы памяти человека определяют параметры этой ямы, ее ширину, глубину, возможность сортировать содержимое и блокировать (или замедлять) заполнение ямы на разных участках поверхности. Имеются некие «подъемники», позволяющие доставать информацию не ниже определенной глубины.  Они могут работать с разной скоростью, разной надежностью и разной навигацией.
Объекты, необходимые ребенку для выполнения умственной работы должны находиться в верхних слоях этой ямы и быстро извлекаться из нее. От того, с какой скоростью организм сможет иметь к ним доступ, зависит как уровень понимания материала, так и способность искать решения задач и следовать базовым алгоритмам решений.
Репетитор по математике, к сожалению, не может заменить ребенку «подъемник», увеличить ширину ямы и.т.д. За это отвечают его способности.  В его силах противодействовать естественному физиологическому процессу при котором яма засыпается. С помощью специальных заданий, направленных на повторение создается постребность достать как можно больше предметов из ямы и после проведения некоторых операций с ними уложить их на поверхность.  Желательно проводить такую работу с минимальными вреемнными затратами, так, чтобы яма не успевала засыпаться.
Не открою ничего нового, если скажу, что для удержания широчайшего спектра математических знаний ученика на поверхности ямы, необходим определенный режим занятий с достаточным количестовом многократного и систематического использования свойств изученных объектов.
К сожалению, время, свободное от использования информации противодействует запоминанию. И чем дольше полученные знания не применяются, тем больше они «засыпается» в яме другими предметами и тем выше вероятность того, что в самый ответственный момент ребенок что то забудет.
Репетитор по математике вынужден бороться с таким явлением всеми возможными методами. Если учесть, что большинство детей не умеют (или не хотят) организовывать самостоятельную работу, подходят к выполнению домашнего задания крайне безответственно, не стараются вникнуть в содержание изучаемого, мало сидят над тетрадями и часто используют любую возможность уклониться от уроков, то для противодействия «откату назад» репетитор по математике должен оптимизировать работу учащихся на самих уроках.
Школьные занятия не могут соперничать с занятиями у репетитора хотя бы по причине того, что индивидуально рассчитать содержание и количество задач на повторение для каждого ребенка, а также организовать и проконтролировать его работу в классе невозможно.
Что и как ему необходимо освежить в памяти в данный момент? С каким багажом знаний он подошел к решению подобранной учителем задачи? Успевает ли он усваивать материал? Решает ли достаточное количество задач на уроке? Как правило, слабый ученик просто проводит время в школе, не выполняя элементарных требований школьного преподавателя, а на уроках списывает с доски набор знаков.
Приходится надеяться на репетитора, который хоть как-то заставит ребенка трудиться. Но для оценки того, насколько эффективными окажутся старания репетитора, давайте найдем соотношение между полезным учебным временем, которое репетитор по математике имеет в своем распоряжении и всего остального времени (в том числе временем на отдых и сон). При регулярности 2 раза в неделю по 90мин мы имеем 3 часа активного воздействия на ячейки памяти. Однако остаток в 168 часов заставляет задуматься о том, что в итоге останется в голове к следующей неделе.
Ситуация усугубляется физиологией роста клеток памяти у подростка и параллельным воздействием на них других источников информации (ребенок в школе изучает не только математику). К проблеме добавляется еще и то обстоятельство, что в любой момент может потребоваться информация, к которой ученик последний раз обращался два-три месяца назад, год назад и даже больше.
Грамотная работа репетитора по математике с памятью ребенка — основа процесса индивидуальной помощи.
Поддерживать знания можно разными способами.
  • Применять специальные приемы, воздействующие на определенные виды памяти, увеличивающие срок хранения информации: зрительную, слуховую, ассоциативную, моторную, двигательную...
  • Как можно чаще заниматься повторением, выполняя специально подготовленные для этого задания.
Некоторые приемы заучивания описаны мной в статье «как и зачем учить формулы по тригонометрии». Здесь я расскажу об особенностях реализации второго пункта.
Существуют различные методики повторения, применение которых зависит от таких факторов как: возраст ребенка, его способности, уровень знаний, цели занятий, временные условий работы репетитора.
Можно выделить несколько основных видов повторений:
1) Спонтанное повторение. Репетитор использует ранее изученный материал произвольно или по мере необходимости обращений к нему из других «точек программы».Системный подход и методичный перебор изученного при такой форме отсутствует. Методика подходит сильным ученикам, для которых важнее узнать какие то новые способы решения задач, чем повторять изученное.
2) Логико-смысловое повторение. Проводится репетитором в процессе демонстрации доказательств теорем и выводов формул с использованием ранее доказанных фактов (подходит только для сильных учеников).
3) Поверхностное повторение. Его можно проводить в течении всего урока и не углубляться в применение знаний при решении задач (для этого репетитор по математике может использовать задания по работе с формулировками, с записями формул, через карточки, условные схемы работы алгоритмов , наглядные демонстрации моделей геометрических объектов и т.д.
4) Узконаправленное повторение. Репетитор проводит его в рамках какой то одной темы. Часто такую форму используют школьные учителя  в конце изучения раздела (параграфа) учебника, в преддверии контрольной работы или в начале урока.  для того, чтобы освежить в памяти необходимые для изложения текущего материала темы.
5) Широконаправленное повторение. Различают два вида этого повторения:
  • Репетитором предлагаются отдельные задания по разным темам школьного курса, часто без логической привязки друг к другу. Одно на квадратное уравнение, другое на дробное неравенство, третье на графики и т.д.
  • Репетитор использует максимально широкий спектр пройденного в каждой задаче . Это наиболее трудная форма, но в большинстве случаев самая эффективная. Правильнее и удобнее применять такую методику для учащихся, начиная с 8-9-го класса.
Хорошее индивидуальное занятие должно быть оптимизировано.
Что это значит? Время, свободное от использования полученных знаний работает против репетитора по математике, и чем больше ребенок узнает нового, чем дальше он продвигается по программе, тем труднее ему вспомнить что-то из прошлого и тем активнее более активное повторение ему требуется.
Поскольку репетитор по математике часто работает в условиях острого временного дефицита, а качество выполнения домашней работы учениками оставляет желать лучшего, то приходится оптимизировать работу на самих занятиях.
Оптимизированное занятие — занятие, спланированное с расчетом на максимально широкий разброс обращений к пройденному в нужном количестве для данного ученика при решении задач по текущей теме.
Эта стратегия работы репетитора по математике, как правило, приносит очень хорошие результаты.
Составными частями методики являются:
Вы можете прочитать о каждом пункте методики оптимизации по выделенным ссылкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий