За годы работы с олимпиадными задачами в 4 — 5 классе я сформировала четкие критерии построения соответствующих занятий и их систем. Каждый репетитор по математике по-своему строит план подготовки ученика, но я почти всегда начинаю с задач на числа. Почему?
1) Очень часто к этапу решения олимпиадных задач ребенок подходит в неудовлетворительном арифметическом состоянии. К 4 классу по нескольким программам, например, еще не затрагивается деление на двузначное число в столбик, а порой и на однозначное. К сожалению, современная начальная школа злоупотребляет занимательностью обучения, расходуя львиную долю всего времени на далекие от математики задания, развивающие обычное внимание, бытовую логику, воображение и др. Я ничего не имею против соответствующих заданий в 4 — 5 классе, но только в том случае, если они не мешают своевременному развитию вычислительных навыков. У современных детей их значительно меньше, чем было в наше время. Печально, ибо умение быстро считать открывает репетитору по математике дорогу к содержательным и интересным задачам, понимания которых очень трудно добиться при работе с медленным учеником. Действительно, как можно удержать в голове цепь рассуждений, если после каждой логической операции, выполненной репетитором по математике в демонстрации какого-либо решения, ученику приходится напоминать о том, как выполняется обычное деление в столбик. На вычисления тратится дополнительное время, внимание переключается на подсчет и задача упускается. Итог — в глазах пустота, а в голове туман.
2) Числовые методы и законы находят применение в большом количестве сюжетных текстовых задач. Например, умение складывать все натуральные числа (без пропусков) до определенного значения необходимо в следующей задаче про грибника: вдоль тропинки на расстоянии 1 метра друг от друга растут грибы. Первый гриб находится также на расстоянии 1 метра от корзинки. Грибник собирает их по порядку и по одному относит в корзину, начиная с ближайшего. Какое расстояние он пройдет к моменту, когда будет сорван и отнесен в корзину последний гриб? Очевидно, что нужно умение найти сумму 1+2+3+…+n.
3) Обычно на первых уроках репетитор по математике присматривается к своему ученику, оценивая его мыслительный и вычислительный потенциал. Для получения максимально полной учебной картины репетитору нужно создать условия, в которых ученик 4 класса выполнял бы привычные и не очень сложные математические операции, не отягощенные логикой и объектной динамикой.
Числовые задачки как нельзя лучше подходят для подобной работы.
Числовые задачки как нельзя лучше подходят для подобной работы.
Примеры удачных задач репетитора по математике на числа:
1) Найдите количество выписанных чисел: 20;21;22;23;…90
2) Сколько четных чисел находится в промежутке между 31 и 101?
3) Все числа от 40 до 200 выписаны без пропусков. Какое число стоит по центру?
4) Зачеркните в записи 7452372045065 ровно 8 цифр так, чтобы в итоге получилось а) самое маленькое число б) самое большое число
5) Найдите сумму всех натуральных чисел а) от 1 до 500 б) от 100 до 400
2) Сколько четных чисел находится в промежутке между 31 и 101?
3) Все числа от 40 до 200 выписаны без пропусков. Какое число стоит по центру?
4) Зачеркните в записи 7452372045065 ровно 8 цифр так, чтобы в итоге получилось а) самое маленькое число б) самое большое число
5) Найдите сумму всех натуральных чисел а) от 1 до 500 б) от 100 до 400
Комментариев нет:
Отправить комментарий