11 класс «А» 345 школы. 1965 год. В тот день, когда я принял для себя решение, что не хочу всю жизнь быть музыкантом, я серьезно задумался, что мне делать дальше. Дело в том, что занимался в школе я очень плохо, потому что музыкантам ни физика, ни математика не нужны.
Толчком для выбора профессии явилась кинолента «Девять дней одного года», в которой молодые физики, рискуя собственной жизнью, придумали и совершенствовали установку холодного «термояда». Эти учёные-физики разрабатывали энергетику будущих поколений и шли на самопожертвование для достижения всеобщего счастья для всех людей... Мне понравились эти учёные, и я захотел стать таким же, как они.
Для начала я произвел ревизию своих знаний и увидел, что в десятом классе мне ничего не понятно из того, что говорили на уроках матемaтики, химии и физики. Я взял учебники за девятый класс, но они только увели меня в сторону и еще больше запутали. Первый учебник по математике, в котором мне было всё понятно – задачник за 5 класс. За семь дней я изучил математику 5 класса и решил все его задачки, выбранные наугад с разных страниц. На следующей неделе я разобрал учебник 6 класса, Затем скорость изучения уменьшилась в два раза. На 7 и 8 класс я уже потратил целый месяц, а на 9 и 10 классы у меня ушло уже по полтора месяца на каждый год. В результате, по курсу алгебры и геометрии я финишировал быстрее моих одноклассников.
Продолжая тренироваться в решении математических задач, я начал изучать физику. К концу десятого класса довольно неплохо освоил школьную программу по точным наукам и только тогда понял, что для того, чтобы поступить в серьёзный ВУЗ этого явно недостаточно. Я приобрёл сборник вступительных заданий в ВУЗы Москвы и понял, что подобные задачи мне не по силам.
Сначала я пошел по проторенной дорожке и приобрёл учебники для школ с углублённым изучением математики, но это мне почти ничего не дало, так как в них отсутствовало систематическое изложение материала. Случайно я рассказал о своей проблеме моему дяде Семёну. Он с неимоверной легкостью подошел к решению моих проблем, накупив мне целую гору учебных пособий, которые мне были не доступны. Среди них задачник Моденова, в котором я не только не смог решить ни одной задачи, но даже не мог понять условие многих задач. Тогда ко мне пришла мысль о том, что мне необходим репетитор по математике. Я не знал, где его взять и снова обратился к тому же дяде Семёну. Он дал мне телефон одного преподавателя — репетитора по математике из МГУ, который уже давно готовит школьников к поступлению в университет.
Сначала я пошел по проторенной дорожке и приобрёл учебники для школ с углублённым изучением математики, но это мне почти ничего не дало, так как в них отсутствовало систематическое изложение материала. Случайно я рассказал о своей проблеме моему дяде Семёну. Он с неимоверной легкостью подошел к решению моих проблем, накупив мне целую гору учебных пособий, которые мне были не доступны. Среди них задачник Моденова, в котором я не только не смог решить ни одной задачи, но даже не мог понять условие многих задач. Тогда ко мне пришла мысль о том, что мне необходим репетитор по математике. Я не знал, где его взять и снова обратился к тому же дяде Семёну. Он дал мне телефон одного преподавателя — репетитора по математике из МГУ, который уже давно готовит школьников к поступлению в университет.
Я пришел в назначенное время и познакомился с репетитором. Он брал по 5 рублей за занятие длительностью 2 академических часа. При первой же встрече он продиктовал мне задачку и, увидев, что я задумался, стал прогуливаться по комнате. Мне это жутко не понравилось. За занятия с репетитором по математике я отдавал почти половину всех денег, заработанных тяжелым трудом лабуха, и рассчитывал получить от занятий максимальную отдачу.
Я сказал репетитору по математике о том, что его задачку попробую решить дома, а пока мы занимаемся, попросил ответить на накопившиеся за время самостоятельного обучения вопросы. В результате я заставил репетитора по математике в поте лица отвечать мне все полтора часа, так что в конце занятия он сказал: «Как-то маловато я с Вас попросил, батенька», но я, набивший руку на торгах, переспросил: «Неужели слово джентльмена ничего теперь не значит?» Он улыбнулся и ответил: «Значит! Значит! Моя такса не меняется!». На этом мы с ним и попрощались. Задавал он мне очень много, а когда узнал, по каким книжкам я изучаю теорию, еще больше увеличил нагрузку. Со своей стороны я также не давал ему расслабляться.
Спустя полгода занятий репетитор по математике торжественно заявил мне, что с такой подготовкой я мог бы учиться на мехмате МГУ, но туда поступают единицы. Я возразил, сказав, что у меня в запасе еще целых полгода и я все освою. Все это врем он заваливал меня нестандартными задачами по математике, и я почувствовал, что необходим еще год. Репетитор поражался моему рвению и через какое-то время сказал, что абсолютно не понимает, как при такой настойчивости я не освоил математику раньше. Я честно рассказал ему о своих занятиях музыкой, требующей такой же самоотдачи. В то время я уже зарабатывал в кабаках и оплачивал репетитора по математике с этих доходов.
Репетитор нагружал меня постоянно, причем так, что когда началась музыкальная весна – источник значительных заработков, то я часто отказывал работодателям. Школу я практически забросил. Пропускал уроки и вообще время, проведенное мной в школе, стал считать вычеркнутым из жизни. За один год общения с репетитором по математике я смог освоить все, чему школьные учителя учили нас шесть лет, набивая рты оскоминами и размазывая сопли.
Видя, что со мной что-то не так, моя школьная математичка решила поставить меня на место. Вызвала к доске и предложила доказать прямую и обратную теорему Пифагора для прямоугольного треугольника. На занятиях с репетитором по математике я освоил целых четыре доказательства этой важной теоремы и без труда показать их.
Самый красивый и одновременно смешной метод состоит в использовании рисунка, из которого ясно, что площадь одного квадрата равна сумме площадей двух других. Рисунок напоминает штаны. Поэтому свой ответ у доски я окончил словами: «Пифагоровы штаны на три стороны равны». Математичка возмутилась и, желая доказать, что я не знаю программу, сказала:
— А сейчас приведите такое же доказательство, как в учебнике.
— В математике не существует понятия «Как в учебнике», а есть понятия «Верно» и «Неверно».
— А для меня актуально такое понятие «Как в учебнике».
— Что ж. Тогда вы неправильно выбрали для себя специальность.
Эта дура побежала жаловаться на меня директору. С директором у нас были нейтральные отношения.
— Что ты себе позволяешь?
— Не хочу терять время, которое мог бы потратить с пользой.
— А на что ты его тратишь?
— Готовлюсь для поступления в институт по учебникам и с репетитором по математике.
— Подойди, извинись, а то останешься без аттестата и отправишься в армию.
— Извинюсь, разумеется, если она нервничает, но хотелось бы иметь возможность свободного посещения.
— Да ты и так часто прогуливаешь. Поэтому лучше помолчи.
— В математике не существует понятия «Как в учебнике», а есть понятия «Верно» и «Неверно».
— А для меня актуально такое понятие «Как в учебнике».
— Что ж. Тогда вы неправильно выбрали для себя специальность.
Эта дура побежала жаловаться на меня директору. С директором у нас были нейтральные отношения.
— Что ты себе позволяешь?
— Не хочу терять время, которое мог бы потратить с пользой.
— А на что ты его тратишь?
— Готовлюсь для поступления в институт по учебникам и с репетитором по математике.
— Подойди, извинись, а то останешься без аттестата и отправишься в армию.
— Извинюсь, разумеется, если она нервничает, но хотелось бы иметь возможность свободного посещения.
— Да ты и так часто прогуливаешь. Поэтому лучше помолчи.
В конце 11-го класса я «пытал» репетитора по математике каждый день, и даже сильно похудел. На выпускных экзаменах в школе по алгебре и геометрии мне выставили тройки, но на вопрос: «Куда я собираюсь поступить?» ответил: «На мехмат МГУ». Я прощался со школой, детством и своим амбициозным преподавателем математики. Скорее всего, она была замечательным человеком, но регулярное общение с детьми развило в них комплекс собственного превосходства и завышенную самооценку. Мне не интересно было объяснять им, что я серьезно обогнал класс с репетитором по математике всего за пару лет, не пользуясь их объяснениями, а просто читая умные книжки. В реальном мире абсолютно другие критерии: «Знаешь/не знаешь», «Можешь/не можешь».
В результате нанятый репетитор по математике оказался прав. Поступая в МГУ на мехмат, я набрал полупроходной балл. А когда раскрыли мой аттестат, мои школьные тройки никому не приглянулись. Всем таким, как я предложили поступить без вступительных испытаний в Томский университет, но я не мог оставить без присмотра свою маму,поэтому Томск не подходил. Я с легкостью сдал экзамены в МИЭМ и стал учиться в этом институте, последовательно претворяя в жизнь свою мечту о том, чтобы стать богатым.
=======================================================================
Мой комментарий к рассказу: Если бы не высокая заинтересованность ученика в знаниях и не проявленное упорство, вряд ли подобные встречи с репетитором по математике принесли какие-нибудь плоды. Из рассказа я понял, что теоретической подготовкой репетитор вообще не занимался, а только задавал и задавал. Можно ходить по комнате, когда ребенок думает, а можно сидеть с ним над тетрадями все 120 минут, анализируя тот или иной ход решения. Нужно учить поиску решения. Это особое искусство, которым владеют очень немногие репетиторы по математике, даже их тех, кто практикует индивидуальные занятия не один год. Можно создавать вокруг ученика него некую систему подходов и наблюдений, позволяющих «вскрывать сложные задачи». Хорошее репетиторство — это работа с методикой наводящих вопросов, составляющих основу самостоятельных рассуждений ученика.Качественный репетитор по математике — трудоголик, выполняющий огромный объем черновой работы по подбору заданий. Если взгляд репетитора по математике направлен в сторону от ученика, он никогда не поймет, какими мыслями забита голова ребенка. Нужно следить за записями и фиксировать ошибки, обсуждать подходы к поиску решений. Если этого не делать, то врядли к следующему уроку удастся подобрать правильный материал.
=======================================================================
Мой комментарий к рассказу: Если бы не высокая заинтересованность ученика в знаниях и не проявленное упорство, вряд ли подобные встречи с репетитором по математике принесли какие-нибудь плоды. Из рассказа я понял, что теоретической подготовкой репетитор вообще не занимался, а только задавал и задавал. Можно ходить по комнате, когда ребенок думает, а можно сидеть с ним над тетрадями все 120 минут, анализируя тот или иной ход решения. Нужно учить поиску решения. Это особое искусство, которым владеют очень немногие репетиторы по математике, даже их тех, кто практикует индивидуальные занятия не один год. Можно создавать вокруг ученика него некую систему подходов и наблюдений, позволяющих «вскрывать сложные задачи». Хорошее репетиторство — это работа с методикой наводящих вопросов, составляющих основу самостоятельных рассуждений ученика.Качественный репетитор по математике — трудоголик, выполняющий огромный объем черновой работы по подбору заданий. Если взгляд репетитора по математике направлен в сторону от ученика, он никогда не поймет, какими мыслями забита голова ребенка. Нужно следить за записями и фиксировать ошибки, обсуждать подходы к поиску решений. Если этого не делать, то врядли к следующему уроку удастся подобрать правильный материал.
Навыки базовых преобразований и рассуждений должны прививаться самим репетитором, а не учеником (иначе велики риски того, что они вообще ни когда не появятся). Репетитору по математике, о котором идет речь в рассказе, сильно повезло с воспитанником. Он сам читал учебники и учил теорию, повторял, решал, думал! Благодаря этому и пришел результат. Если бы мотивация была бы не столь высокой — результатов можно было бы добиться только благодаря стараниям репетитора по математике.
Я никогда не отвлекаюсь от урока, все время что-то комментирую, исправляю, объясняю, напоминаю. Паузы для размышлений, конечно же, нужны, но когда инициатива полностью передается ученику, процесс обучения существенно затягивается!
Мне регулярно присылают письма с отзывами о преподавателях.
С разрешения автора я опубликовал еще одно
мнение ученика о своем репетиторе по математике.
С разрешения автора я опубликовал еще одно
мнение ученика о своем репетиторе по математике.
Мнение ученика о своем репетиторе по математике.
Мне всегда хотелось заниматься математикой с настоящим репетиром. Помню в 5 классе я решил проверить, действительно ли, зернышки риса, сложенные на шахматной доске могут занимают огромный амбар от Земли до Солнца, если начать с одного зерна на первой клетке, а на каждую последующую клетку класть удвоенное количество зёрен. Сначала было просто. Вот одно зёрнышко, Вот два зернышка, потом четыре, восемь, шестнадцать…. Дальше зернышки перестали помещаться на самой доске и мне пришлось взяться за бумагу. Количество знаков множилось от клетки к клетке, а заветного числа клеток я так и не смог достичь.
И только познакомившись с настоящим репетитором по математике — профессионалом, я узнал главную тайну старинной задачи. Его звали Германом Зиновьевичем. Моя мама, каким то непостижимым образом сумела распознать в нем репетитора с большой буквы и от открыл для меня математику заново.
И только познакомившись с настоящим репетитором по математике — профессионалом, я узнал главную тайну старинной задачи. Его звали Германом Зиновьевичем. Моя мама, каким то непостижимым образом сумела распознать в нем репетитора с большой буквы и от открыл для меня математику заново.
Следующие годы школьной жизни протекали мирно. Математика давалась легко и я даже не сразу ощутил, почему она плавно разделилась, сначала на «Алгебру» и «Геометрию», а затем и на «…. На начала анализа». Рассматривая странные кривульки, которые получались при вычерчивании графиков функции я не мог понять что же мы тут анализируем, когда подставляем значения одной координаты (OX), а затем вычисляем значение другой координаты (OY). Но наша замечательная учительница по математике снова и снова повторяла, что мы проходим предмет «Алгебра и начала анализа» и стало быть мы что то в школе анализируем. Мне постепенно становилось понятно, что без знающего репетитора по математике мне эти самые Начала не осилить (тем более на носу ЕГЭ), и я снова решил обратиться к моему преподавателю. К тому времени уже надвигалось ЕГЭ и я знал, что мой наставник — опытный репетитор по математике сложных олимпиадных задач и даже нескольких ВУЗовских дисциплин. Данное обстоятельство только ускорило мое возвращение к нему на занятия.
Обучение проводилось комплексное. Мы заново разобрали все функции и графики и это дало мне хорошую базу для решения практических задач. Теперь я уже учился анализировать, как будет меняться вид кривой, если мы начать менять коэффициенты, стоящие возле переменной и в виде слагаемых самих функций. Оказалось, что все изучаемые в школьной алгебре функциональные зависимости могут быть изменены с помощью коэффициентов переменной. Школьные учителя уже настолько к этому привыкли, что не объясняют данный факт так же подробно и обстоятельно, как это делают лучшие репетиторы по математике.
Подготовка в высшее учебное заведение (ВУЗ) снова потребовало участия в моей подготовке ранее проверенного репетитора по математике. Он оказался не только грамотным специалистом в своей области, но и но и душевным, отзывчивым человеком и отлично подготовил меня к ЕГЭ!!!
За время занятий каждый репетитор по математике становится важным членом семьи обучаемого. Ведь он те только подтягивает знания по предмету, но и ведёт разъяснительную работу с родителями абитуриента, объясняя им как важно иметь начальные знания и нацеленность на конечный результат. Я полностью доволен индивидуальным подходом к моей персоне и желаю своим сверстникам хороших репетиторов по математике, умеющих объяснять сложные темы.
Ученик Владислав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий