суббота, 25 января 2014 г.

О соблюдении репетитором по математике правила «точка — запятая»

Очень часто в повседневной работе с учениками, особенно в 5 — 6 классе, репетитор по математике исправляет какой-либо методический или технический «косяк» школьного преподавателя. Чистятся краткие записи и схемы к задачам, дополняются и корректируются пояснения к вычислениям и логическим выводам.

Глаз репетитора по математике постоянно сечет мелкие, но часто неудачные требования по оформлению и пояснению, мешающих ученику следить за большим потоком информации. Одним из распространенных явлений подобного сорта является интегрирование в математику законов русского языка, а именно — обязательное сопровождение перехода от строки к строке через запятую, либо через точку с запятой.
Ярким примером такого, казалось бы, минимального нагромождения записей является оформление равносильных переходов в уравнениях (5 класс). В конце каждой строчки якобы нужно писать «;», а в конце последней ставить жирную точку.
Не встречались ли Вам, уважаемые репетиторы по математике послушные и пунктуационно прилежные дети, педантично выполняющие требования своих преподавателей. Ко мне, как правило, приходят такие школьники, в среднем», 1 раз в 2 — 3 года.

Пример оформления, с которым борется репетитор по математике:

Пример оформления, с которым борется репетитор по математике
Смысл требований понятен – математическое решение сопоставляется с неким предложением в русском языке, имеющем начало и завершение. Поэтому в конце текста ставится точка, а в промежутках между частями решения ставится запятая (или точка с запятой). Эта форма используется в учебниках, а школьные преподаватели просто переносят ее на занятия.
Репетиторы по математике против точек и запятых.
Почему я не советую увлекаться расстановкой запятых?
1) В процессе поиска решения и оформления задачи по математике крайне важно представить информацию максимально рационально, чисто и прозрачно. Лишние символы только отвлекают внимание ученика и мешают репетитору по математике подавать информацию в удобном «чистом» виде. Двойное использование знаков (каким является знак запятой) может привести к случайному сбою внимания и путанице при переносе информации со строки на строку. Запятая – используется в математике как десятичный разделитель и вряд ли должна применяться дважды.
2) Через моторную /двигательную память человек запоминает определенные последовательности движений, с помощью которых несущая смысл информация как бы привязывается к пустой и ничего не значащей. Запятая несет формальный смысл в записях и при выполнении заданий по математике с оформлением, близким к какому-либо образцу, легким движением руки проявляется в неподходящих для ее расположения точках. Недавно мой ученик, которого школьный преподаватель приучил ставить запятую в концах строк, поставил ее сразу после ответа арифметического действия перед наименованием и пояснением. Получилось такое:
24\cdot 1,2=28,8  (км) – проехал велосипедист
3) Соблюдение формальностей всегда мешает концентрировать внимание на чем-либо главном или важном. Прекрасно зная об этом, репетитор по математике «очищает» записи от мутных и лишних объяснений, от любых знаков, имеющих низкую или нулевую информативность.
4) Есть еще одна причина, в соответствии с которой репетиторами по математике проводится чистка записей от точек и запятых — отсутствие четких правил для их расстановки в отдельных случаях. Например, что делать, если ученику нужно оформить деление обеих частей равенства на одно и то же число. Где поставить запятую репетитору по математике? Где поставить запятую репетитору по математике
По всей логике запятая должна завершать строчку, то есть стоять после «минус четырех», но механизмы двигательной памяти, управляющие учеником, могут сработать в момент записи числа -1 .
Демонстрация решения задачи должна быть максимально чистой и прозрачной, как по вычислительной математике, так и по логической ее составляющей. Удаление визуальных помех помогает школьнику лучше ориентироваться в текстах, запоминать и использовать отображенную на бумаге информацию.
Мнение посетителей — репетиторов о проблеме точек и запятых:
Из письма Алены: Вы знаете, заинтересовала меня Ваша тема про «точки- запятые».
Мне это тоже очень не нравится, но, к сожалению, в нашей стране правила оформления школьных задач прописано сверху, в министерстве, и на школьных экзаменах за неправильное оформление снижают оценки. В этом снижении доходят уже до маразма :(
Репетитору по математкие, как никому другому, видны все несовершенства и даже отдельный маразматизм некоторых школьных правил. Но, к сожалению, бороться за «правое дело» в одностороннем порядке не получается, увы. Надо менять менталитет министерских работников.


Репетитор по математике о подготовке к ЕГЭ слабейшего ученика


Меня и моих коллег репетиторов часто спрашивают: «Как должна проводиться подготовка к ЕГЭ для самого слабого ученика? Должен ли репетитор по математике возвращаться в 5 класс и, например, тратить время на раздел «проценты» (суть задачи B1). Нужно ли прорабатывать тему за темой по порядку их расположения в программе?» Однозначный ответ дать невозможно, ибо многое зависит от способностей и знаний конкретного ученика и предоставляемого репетитору по математике учебного времени. Определенно можно сказать только то, что нет смысла проходить заново все темы в полном объеме. Тем более начинать с 5 класса. В этом случае репетитор по математике увязнет в процессе подготовки к ЕГЭ как в трясине, и сможет дойти по программе в лучшем случае до 8 — 9 класса (даже имея в своем распоряжении оптимальный график «два раза в неделю»).
Если знания ребенка ходу его учебы в школе стремительно приближаются к нулю, – нужно бить тревогу многим раньше 11 класса и привлекать репетитора по математике к подготовке к ЕГЭ хотя бы за 2 года до даты его сдачи. Практика показывает, что даже слепое натаскивание на готовые образцы решений не гарантируют хороших результатов сдачи Единого Государственного Экзамена. Слабый «нулевой» школьник не бедет способен воспринимать происходящее на бумаге действо в необходимом темпе, даже если репетитор по математике расписывает решение во всех подробностях и старается максимально чисто, коротко и внятно передать его на словах.
Малейшее отклонение условия задачи в реальном ЕГЭ от заученного образца порождает массу логических смысловых ошибок или полностью «парализует» ученика. Я убежден, что надлежащаяподготовка к ЕГЭ по математике обеспечивается системной методической работой репетитора. И пусть в начале подготовки абитуриент не решит большую часть заданий произвольно выбранного варианта ЕГЭ, зато к решающему «сражению» подойдет с прочным и осмысленным багажом знаний. Такой багаж поможет не растеряться в трудных математических ситуациях. Получая от репетитора по математике системные знания (пусть даже и поверхностные), ученик упрощает понимание и запоминание классических алгоритмов решений.
При локальном и всестороннем изучении отдельных тем в сочетании их с другими «соседями по математике», приобретается важнейшее чувство практического применения получаемых знаний. Как некий внутренний репетитор по математике это чувство подскажет ученику верное направление анализе задачи (конкурсной или типовой). Поэтому целенаправленное натаскивание / заучивание алгоритмов теряет свою актуальность. Они «всплывают» в процессе размышлений над конкретной ситуацией. Надо отметить, что для поднятия ученика на соответствующий уровень осмысленного использования знаний репетитором математики проводится серьезнейшая работа по подготовке индивидуально ориентированных заданий. Приходится учитывать текущее состояние знаний и особенности мышления конкретного абитуриента.
В самом начале подготовки к ЕГЭ по математике репетитору правильнее будет проработать темы и разделы, подводящие ученика к пониманию наиболее вероятных экзаменационных заданий, а не бросаться на типовые варианты ЕГЭ как бык на красную тряпку. Прежде чем переходить к разбору реальных ЕГЭ вариантов МИОО и ФИПИ репетитору по математике можно посоветовать рассмотреть максимальное количество узконаправленных упражнений каждого изучаемого раздела. Чем шире их спектр, тем лучше. Нет смысла задавать варианты на дом, пока преподаватель не рассмотрит примеры решений аналогичных номеров.
Если репетитор по математике системно подходит к процессу подготовки к ЕГЭ, пошагово формируя базовые математические знания, особый методический вес приобретают домашние задания. Локализация изучаемого материала помогает ученику решать, а преподавателю задавать разноплановые задачи максимально широкого спектра по конкретной тематике. В этом случае задания могут быть достаточно разнообразными, а риск получить от ученика «чистый лист» с невыполненным Д/З — минимальным. Если бы репетиторы по математике имели возможность устанавливать правильные временные режимы работы и успевали в этих условиях прорабатывать большое количество подготовительных заданий по каждой отдельной теме, уровень грамотности по математике в целом и результаты сдачи ЕГЭ в частности незамедлительно бы выросли. Желаю удачи в подготовке к экзамену!

Комментариев нет:

Отправить комментарий