1) Не пытаться тянуть ученика до уровня, выходящего за пределы его способностей.
Каждый человек имеет определенный резерв возможностей в силу особенностей своего мышления и памяти.
Например, если к репетитору приходит абитуриент, который не может быстрее чем за 30 секунд нарисовать в тетради от руки прямоугольный параллелепипед (можно даже не очень аккуратно), то репетитору по математике не стоит даже и мечтать о том, что его удастся научить решать задачи с «плавающими сечениями» в многогранниках.
Например, если к репетитору приходит абитуриент, который не может быстрее чем за 30 секунд нарисовать в тетради от руки прямоугольный параллелепипед (можно даже не очень аккуратно), то репетитору по математике не стоит даже и мечтать о том, что его удастся научить решать задачи с «плавающими сечениями» в многогранниках.
2) Не проводить занятие без подготовки.
Некоторые репетиторы работают с учениками по принципу «зачем готовиться к занятию, если тема легкая и понятная и объяснить ее можно за пару минут?». Хочется задать прямой вопрос :«кому она понятна»? Репетитору по математике, имеющему высшее образование и многолетний опыт решения задач или ребенку? Ошибки в преподавании, как следствие этого убеждения, кроются в недооценке различия между очевидным для репетитора и очевидным для ученика. Перед занятием я просматриваю учебники, дидактические материалы, изучаю динамику ошибок в тетрадях и составляю индивидуальный комплект упражнений именно для данной учебной ситуации.
3) Не мешать ученику думать.
Талант репетитора по математике заключается в способности отличить думающего ребенка от того, кто просто смотрит в тетрадь на свои записи. Я умею определять, что именно происходит в данный момент в голове ученика по его выражению лица и по ГЛАЗАМ!!! Если школьник сконцентрирован — это всегда видно. При неумелом владении искусством невмешательства в мыслительный процесс репетитор по математике будет только отвлекать ребенка от размышлений над понятиями, формулами и преобразованиями. Помощь репетитора должна поступать именно в тот момент, когда ученик в ней нуждается, а не тогда, когда он готов решить задачу самостоятельно. Лишние слова и фразы, сказанные под руку, только сбивают ребенка.
4) Не «навредить»ученику.
Я всегда изучаю учебную ситуацию и особенности методик школьного преподавания прежде чем окончательно определится с методами работы. Математика допускает разные пути решения задач, разную их подачу, разные обоснования этих решений и разные оформления. Если я буду идти со школой напролом и требовать от ребенка решать задачи по своему усмотрению (не так как это делается и оформляется в его классе), то несмотря на то, что различие может быть незначительным с точки зрения строгой математики, но для ребенка окажется смертельным. Дезориентировать и запутать ученика проще пареной репы.
5) Не опаздывать на занятия более чем на 5-10 минут.
Если я вынужденa опоздать, то обязательно позвоню или пришлю предупредительное смс-сообщение.
6) Не пропускать ни один вопрос ученика
Если ребенок что-то задумал спросить — нужно обязательно дать ему эту возможность (не перебивать его) и помочь сформулировать мысль. Вопрос ученика — сигнал для репетитора математики. И тревожный, и позитивный одновременно. Тревожный симптом в том, что ребенок чего-то не понимает. Позитив в том, что репетитор по математике может быть уверен, что если ребенок что-то не понимает, то он не стесняется об этом спрашивать. Любой репетитор должен уметь выслушать до конца вопрос ученика и понять его содержание даже тогда, когда не очень понятно, о чем идет речь.
7) Не отменять и не переносить занятия, если это можно
Переносы и отмены занятий — это откат назад. Даже профессиональному репетитору по математике очень трудно угнаться за программой в условиях, когда ребенок не занимается регулярно. При подаче любой новой темы репетитор опирается на информацию, которую ребенок запомнил на предыдущих уроках. Если урок пропущен, то часть этой информации, как правило, забывается. Любой пропуск запланированного занятия резко снижает необходимую интенсивность усвоения материала.
8) Не повышать голос на ученика и не ругать его
Криком никто никогда ничего не добивался. К месту будет отметить, что человеческое ухо больше чувствительно к частоте звука, чем к его амплитуде и уровню. Интонации преподавателя или интонации репетитора, с которой он ведет занятия, вибрации и динамика тона позволяют не только заострять внимание и концентрироваться ученику, но выделять из общего потока слов самые важные.
9) Не выполнять за ученика ту работу, которую он должен сделать самостоятельно.
Иначе ребенок не получит должную умственную нагрузку и не разовьет навыки.
10) Не отвлекаться ни на какие посторонние занятия по ходу проведения занятия.
Даже если ребенок что-то делает самостоятельно, репетитор должен находиться рядом и следить за его ошибками. Правильнее их исправлять моментально по мере их появления. Если этого не делать, то напрасный труд вхолостую после допущения ошибки только излишне утомит и вызовет отвращение к заданию.
Некоторые репетиторы дают возможность ученику повозиться с заданием и проверяют его целиком после выполнения. Такая методика часто не оптимальна.
Некоторые репетиторы дают возможность ученику повозиться с заданием и проверяют его целиком после выполнения. Такая методика часто не оптимальна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий