среда, 22 января 2014 г.

Система оценок.

Репетиторы по математике по-разному относятся к выставлению оценок. Кто-то считает, что они не нужны, кто-то практикует их в обязательном порядке. Частично можно согласиться с первыми: четвертную оценку не выставлять, отчетность директору не сдавать, дневника тоже нет, ученик рядом, все ошибки видны. К чему формальности?

Однако, встречаются случаи, когда оценка необходима.
В школе она регулирует взаимоотношения учителя и ученика и для последних выступает стимулом получения знаний (по крайней мере для младших школьников). Думаю, что репетитору по математике не стоит полностью отказываться от методики работы с оценками.
Есть дети, которых трудно настроить на работу в домашних условиях. дети привыкли дома отдыхать, а не слушать объяснения учителя. В классе они занимается, а дома расслабляются. И собрать их бывает очень сложно. От репетитора по математике, как мне кажется, в этом случае требуется перенести в домашние занятия какие-нибудь атрибуты школьной жизни. Одним из этих атрибутов может являться оценка.
Также оценка бывает незаменима в том случае, когда репетитору по математике приходится держать ученика на определенной дистанции. Нередко случается , что дети привыкают к репетитору и воспринимают его уже чуть ли не как члена семьи, друга, товарища и брата.
Я подхожу к вопросу выставления оценок дифференцировано в зависимости от возраста ученика и уровня его мотивации. Школьная оценка — это форма вознаграждения ученика за его труд. Каждому человеку хочется, чтобы он не пропал даром. Когда это происходит, — интерес к деятельности снижается. Если вознаграждением за труды старшеклассника является сдача выпускного экзамена и поступление в выбранный ВУЗ и оценки ему на занятиях с репетитором не очень нужны, то маленького ученика нужно искусственно стимулировать.
Я ставлю оценки только ученикам до 7-8 класса и в случае, если требуется:
  • настроить ребенка на работу
  • развить интерес к учебе
  • дать характеристику его знаниям, показать уровень его подготовки к контрольной, экзамену, зачету, ответу у доски и т.д.
Если вашему ребенку будет нужны оценки — я это почувствую. В таком случае мы заведем для них отдельный мини-журнал. Самые последние записи в нем можно дублировать на отдельном листе формата А4 и вешать на стенку. Кому захочется каждый день видеть там двойки? Наоборот, приятно гордится успехами. Дети часто скрывают свои плохие школьные оценки от родителей. Если репетитор их будет ставить, то ребенок или замкнется или наоборот будут заставлять себя учиться. Чтобы исключить первый вариант я не ставлю двоек... Именно по этой причине я работаю со справедливой и более точной системой оценивания знаний.
Для оценки каждого задания из контрольной я применяю четырехбальную систему. Отмечаю каждый номер соответствующим знаком на полях:
«+» : все решено верно, не придраться.
«\pm » : в целом решение и ход мыслей правильный, но есть вычислительная ошибка, грязь в записях, логически неправильное оформление.
«\mp » : решение неверное, но в его частях есть какие-то правильно выполненные преобразования, вычисления, правильные промежуточные результаты.
«-» : все неверно.
Далее, я суммирую баллы и пропорционально перевожу их в пятибальную шкалу с точность до десятых долей. Например, допустим контрольная состоит из пяти номеров. Если ребенок правильно решает всю контрольную полностью, то он получает от меня 3×5=20баллов. Это школьная пятерка. Если он набирает, например, 15 баллов, то мы обозначаем оценку буквой Х и решаем обычную задачу на прямую пропорциональность. Составляется уравнение :
\dfrac {15}{20} = \dfrac{X}{5}
Решаем и находим оценку:
X= \dfrac{15 \cdot 5}{20}
X = 3.75
Я говорю ученику, что если он хочет получить объективную школьную оценку, ему нужно округлить десятичную дробь.
Как видите, простое выставление оценки превращается в занимательную задачу по теме пропорция и округление дробей. Заодно мы повторяем вычисления.
Практика показывают, что дети охотно ищут свои оценки сами. Сами считаю и решают уравнения. Трудно передать то чувство, которое испытывает репетитор по математике в эти минуты.
Если ребенок не знает что такое пропорция, то выставление оценки идет по школьному стандарту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий