понедельник, 10 марта 2014 г.

Что больше: e в степени пи или пи в степени е?

Недавно ко мне обратился один школьник с вопросом о сравнении двух чисел. Нужно было выяснить, что больше: е в степени пи или пи в степени е? Красивое сочетание. Не правда ли? Репетитор по математике, который с ним занимался весь год, не смог справиться с такими иррациональностями, а мне всегда было интересно повозиться с теми номерами, которые у кого-либо не получились. Должен же репетитор уметь решать нестандартные задачи.

Ученик попался на удивление пробивной и вместе с вопросом прислал ссылку на самостоятельно найденное решение в интернете. Оно оказалось для него слишком сложным и непонятным, так как использовало свойство числовых рядов.  Интересно было бы не просто найти доступное для школьника решение задачи и опубликовать его в готовом виде, а показать, каким образом репетитор по математике ищет решения нестандартных задач. Хотелось описать ход своих мыслей.
Итак, нужно сравнить e^\pi и \pi^e 
Понятно, что вычислять «в лоб» нереально, а калькулятор в таких случаях применять запрещается. Думаю так: скорее всего необходимо растащить показатели и основания степеней, по ходу меняя сравнение на что-то равносильное. Иначе во множестве элементарных функций мы не найдем ту самую функцию, которая поможет сравнить числа на основании свойств своей монотонности. Разорвать термоядерную иррациональную парочку можно только при вычислении логарифма. Поэтому я сразу же прологарифмировала степени устремила мысль в направлении ln{(e^{\pi})} и ln{(\pi^e)}. Основание логарифма было выбрано не случайно. Сказалось присутствие экспоненты.
Задача свелась к сравнению чисел \pi и eln{\pi}. Далее я заметила, что замена в их записях \pi на e дает равные числа. Как бы это использовать? Держу в уме главную идею: если у задания есть элементарное решение, то рано или поздно придется ввести какую-нибудь монотонную функцию. Это явно не y=elnx так как число \piне является значением в удобной для сравнения с pi точке. Тем не менее выявленное равенство результатов, наверное, необходимо как-то использовать. Как?
Вспоминаю, что доказательство какого-либо неравенства в математике равносильно доказательству того, что разность рассматриваемых чисел имеет определенный знак. А это все равно, что сравнивать разность \pi-e \cdot ln{\pi} с нулем. Именно он получается при замене в ней числа \pi на число e. Как теперь должен действовать репетитор по математике? Конечно же рассматривать функцию f(x)=x-e \cdot lnx и доказывать ее монотонность при x\geqslant e. Если функция окажется возрастающей, то так как \pi>e, то f (\pi)>f (e) и поэтому \pi-e \cdot ln{\pi}>0.
Осталось найти производную и проверить, что y=f(x) возрастает при x\geqslant 0. Имеем f'(x)=\frac{x-e}{x}. Очевидно, что если x>e, то \frac{x-e}{x}>0. Следовательно f(x) возрастает на промежутке [e;+\infty). Поэтому\pi>e \cdot ln{\pi} и следовательно е в степени пи больше чем пи в степени ее в степени пи против пи в степени е
Удаляя все рассуждения решение задачи запишем его компактно:

Схема решения репетитора по математикеВесь процесс занял около 10-15 минут и большую его часть я думала. Не могу сказать, что каждый репетитор по математике обязан уметь консультировать ученика по заданиям олимпиадного характера, но знать о некоторых приемах размышлений ему было бы полезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий