вторник, 2 сентября 2014 г.

Память.

Правильное настроение.

Настроение человека не только воздействует на его восприятие жизни, оно также воздействует на его поведение. А поведение, в свою очередь, воздействует на работу мозга и памяти.
Когда физиологи тестируют интеллект (и способности памяти), они исследуют не только познавательные навыки (размышления) человека, но и их индивидуальность. Эти познавательные навыки имеют отношение к поведению человека и запоминанию его действий.
Следующие характеристики настроения могут играть важную роль в способности запоминать.
  • Оптимизм.
  • Амбиции.
  • Любопытство.
Приведенные характеристики хорошего настроения могут способствовать работе памяти. Поддерживая их, человеку легче достичь своих целей, оградить себя от неудач, и быть открытым для окружающего мира.


Техники запоминания.

Хорошее использование памяти подразумевает наличие возможности запоминать необходимую информацию в желаемый момент. Если вы часто забываете то, что должны сделать или список покупок, или в памяти не удерживается должным образом выученная информация, помните, что умение владения собственной памятью — это навык, которому можно научиться.
Технике запоминания придавали большое значение уже в Древней Греции. Лучшие ораторы избегали пользоваться записями и применяли всевозможные средства для того, чтобы избежать забывания.
Сегодня применение этих стратегий может быть очень эффективным в каждодневной жизни, когда речь идет о запоминании номера телефона, перечня покупок, которые нужно сделать, заучивания математических формул, доклада или подготовки к экзамену.

Узнавание: 

аналог полицейской процедуры 

опознания для памяти.

Существует несколько методов вспоминания информации. Иногда для того, чтобы вспомнить нужную информацию, не нужно рыться в памяти. Информация здесь, прямо перед вашими глазами, и ее следует просто "узнать".
Узнавать гораздо проще, чем просто вспоминать. Если вы не можете вспомнить нужную информацию путем свободного вспоминания, возможно, вы сможете узнать ее, когда увидите. Одной из форм узнавания является экзаменационный вопрос, в котором нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Например, вам предложили такой вопрос.
Какой из методов вспоминания информации требует больше всего усилий? Варианты ответа следующие:
а) свободное вспоминание;
б) узнавание;
в) стояние на голове;
г) вопрос, на который нужно ответить "да" или "нет".
Вы вспоминаете, что правильный ответ — это а) свободное воспоминание.
Еще одной формой узнавания является полицейская процедура опознания подозреваемого. Обычно она проводится следующим образом: шесть или семь человек выстраивают в один ряд, показывают их свидетелю и спрашивают, кого из них свидетель видел на месте преступления. Идея этого метода заключается в том, что даже простое присутствие подозреваемого подтолкнет память свидетеля, и тот узнает преступника.
Тем не менее, на данный момент эта форма узнавания противоречит уголовному праву, поскольку она подразумевает оказание давления на свидетеля. На школьном экзамене учитель точно знает, что среди четырех предложенных вариантов есть правильный ответ. В отличие от этого, на полицейском опознании никто точно не знает, действительно ли главный подозреваемый является преступником, а между тем свидетеля подсознательно убеждают том, что среди показываемых ему людей находится преступник.
Представьте себе, что вы пытаетесь запомнить основные этапы получения независимости вашей страны. Если вы поймете историческую обстановку того времени, эту информацию будет куда легче Удержать в памяти.
Кроме того, для запоминания имен и дат можно воспользоваться мнемоническими средствами. (Более подробно о мнемонических средствах запоминания рассказано в "Некоторые уловки Для запоминания".)


У человека неоднократно возникает впечатление, что он не способен вспомнить имена людей, которых ему представляют, не знает, где паркует свой автомобиль, или же начинает в отчаянии искать ключи, которые находит в самом неподходящем для них месте дома. Все это заставляет его думать, что с функционированием его памяти не все в порядке. Однако, хотя это покажется ему удивительным, истинная причина большинства случаев подобного забывания кроется не в нарушении процесса удержания информации, а в других характеристиках, например таких, как невнимательность. В этой главе будет произведен анализ внимания, его большая часть должна быть направлена на хранение и восстановление информации в памяти.


Мнемоника.

Мнемозина — это древнегреческая богиня памяти, мать муз. В ее честь многие из понятий, имеющие отношение к аспектам запоминания, называются мнемоническими. (mnemynicas).
Мнемоника — это совокупность методов и правил, служащих для улучшения производительности памяти, основными принципами которых являются упорядочение информации, применение ассоциативного подхода и создание мысленных образов. Когда в информации есть смысл, она запоминается с легкостью. С другой стороны, иногда требуется запомнить такую информацию, как направление движения, дата или номер телефона. Мнемоника используется для запоминания именно этого вида данных, а также для усиления общей способности к удержанию информации.
Ритм и рифма
Самыми элементарными формами мнемоники являются ритм и рифма. Ритм — это естественный принцип упорядочения информации, многие люди непроизвольно применяют его. Они раз за разом повторяют данные, придерживаясь одного и того же ритма или одновременно подбирая рифмы к ним. Несомненно, подобным образом заучивается таблица умножения или названия рек вашей страны. Самым удивительным образом ритм и рифма для запоминания были использованы в устных культурных традициях стран, на тот момент не обладавших письменностью, например в гомеровской эпопее. Однако нужно обратить внимание на то, что запоминание с использованием ритма и рифмы не гарантирует понимания информации, обеспечивается только ее запоминание.
Перегруппировка информации
Пары
Это — одна из стратегий, которые помогают усваивать информацию с большей легкостью, обычно использующаяся при запоминании номеров телефонов, номерных знаков автомобилей, и т.д. Если имеется серия таких номеров, как например 10480342, для заучивания ее необходимо запомнить 8 чисел. Однако, если разделить их на пары 10 48 03 42, то можно сократить наполовину объем запоминаемой информации.
Акронимы
Другой простой формой мнемоники является использование акронимов, принцип которых состоит в создании слова из начальных элементов, которые требуется запомнить. Например, чтобы лучше запомнить название 3-х греческих архитектурных стилей: ионического, дорического и коринфского, можно образовать акроним ИОДОКО. В конечном счете техники запоминания придают смысл информации, которая ранее им не обладала, тем самым облегчая процесс запоминания. В зависимости от места образования мнемонические приемы могут быть поделены на 2 вида: внешние и внутренние.


Внешние стратегии.

Речь идет о подсказках для памяти, поступающих извне. Человек помнит, что ему следует осуществить какое-то действие, однако память не всегда подсказывает, какое именно. Примерами внешних стратегий могут быть записи, сделанные для себя, часы с будильником, ежедневники и узелки на платке или даже часы с браслетом, одетые наоборот. Хотя некоторые из этих ухищрений могут служить подсказками для восстановления информации, несомненным является то, что в большинстве случаев они являются побуждением к действию. Когда человек нарушает ежедневную рутину своей жизни, например посещает кого-либо, осуществляет платеж, покупку или делает телефонный звонок при выходе с работы, он может пользоваться одним из этих простых и полезных ухищрений. Проблема возникает, если человек забывает посмотреть записи перед тем, как уйти с работы, или не обращает внимания на часы, одетые наоборот.
Ключи восстановления
Внешние подсказки, в общем, не ассоциируются с ключами восстановления, а это может затруднить процесс запоминания. Поэтому, хотя они могут быть полезными в отдельных случаях, необходимо добавлять какой-либо указатель. Так, делая узелок на платке или переводя стрелки часов, мы указываем на необходимость какого-либо действия, но при этом не способствуем восстановлению информации. Однако, оставленная рядом с ключами от дома записка «стоматолог 18:00» может подсказать, что после окончания рабочего дня необходимо посетить стоматолога. Если пользоваться ежедневником для того, чтобы вспоминать действия, которые следует осуществить в течение дня, он предоставит нам информацию о том, что необходимо сделать и в какое время. Однако, чтобы эта система действительно оказалась полезной, нужно периодически заглядывать в свой ежедневник. Для получения более эффективной помощи необходимо точно указать наиболее значимые ключи, которые могли бы способствовать вспоминанию самых важных аспектов. Таким образом, рядом со словом «собрание» можно оставить подробное описание документов, которые необходимо принести с собой, или имя важного помощника. С другой стороны, нет полной уверенности в том, что удастся восстановить весь объем необходимой информации. Чем более систематической будет запись данных, тем эффективнее можно их использовать. Важно помнить о том, что не только нельзя забывать о существовании записей, но необходимо всегда хранить подходящие подсказки для восстановления информации.

Внутренние стратегии.

Это в высшей степени превосходные приемы мнемоники. Они называются внутренними, поскольку создаются психической системой человека. Речь идет о мыслительных процессах, осуществляемых на постоянной основе для повышения способности к запоминанию. Они могут функционировать как на стадии получения информации, так и на стадии ее восстановления, а иногда и на обеих стадиях одновременно. Их применение требует предварительного обучения: как и при любом навыке человека, по мере практического применения они улучшаются. Ниже приведенные примеры могут показаться очень простыми и не оправдывающими применение мнемоники, однако они позволяют облегчить понимание и обучение техникам запоминания. Можно оценить их полезность при применении их в ежедневной жизни, используя для запоминания большего объема информации, чем в приведенных случаях, и на примере значимых для вас данных.
Мысленные ассоциации
Они очень просты и полезны для запоминания серий задач, таких как незаконченные домашние дела или покупки. Речь идет о придании смысла информации, которая им не обладает. На 1-м этапе человеку необходимо сформировать зрительный образ для каждого элемента из списка, который нужно запомнить. На 2-м этапе он связывает этот образ с объектом, указанным в списке, сначала с 1-м, затем со 2-м, затем с 3-м, 4-м и т. д. Этот метод оказывается пригодным для запоминания серии информационных данных, поскольку помогает выстраивать все элементы по порядку. Когда человек создает мысленные ассоциации посредством создания образов, они будут более эффективными, чем когда он формирует их без наглядных данных.
Устные посредники
Зачастую бывает удобным использование устных посредников для поддержания мысленных ассоциаций в активном состоянии. Для этого человек может придумать историю или рассказ, в котором будут присутствовать созданные им образы.
Например, представьте, что в перечне покупок содержатся следующие предметы: масло, макароны, молоко, кофе, плечики для одежды, увлажняющий крем, марки и конверты. Возможно, если покупать продукты, самым трудным моментом будет запоминание письменных принадлежностей или плечиков для одежды, поскольку эти вещи приобретаются нечасто, и в данном случае навык их запоминания не является автоматизированным. Чтобы избежать этого, создайте ассоциации между предметами из списка при помощи мысленных образов.
Вначале можно создать образ, связанный с макаронами и маслом, представляя себе блюдо из макарон, приправленных маслом; дайте себе время, чтобы четко увидеть полученный образ. Затем, представьте, что перед вами стоит чашка кофе, в которую добавляется немного молока. И наконец можете представить себе, что держите в руках какой-либо предмет одежды, при этом испытывая ощущение, как-будто только что закончили наносить на руки увлажняющий крем. В заключение создайте мысленный образ того, что наклеиваете марку на конверт. После создания ассоциаций можете сформировать из них маленький рассказ, который поможет вспомнить все элементы. Например, он может быть таким:
«Я только что закончил есть макароны с маслом и пил кофе с молоком, когда случайно опрокинул тарелку с остатками еды. После этого мне пришлось стирать и сушить скатерть, а затем наносить увлажняющий крем на руки. Такая случилась со мной оплошность, я описал ее в письме, которое посылаю тебе».
Хотя кажется, что все предметы, фигурирующие в этом примере, просто запомнить, мы рекомендуем попробовать сделать это упражнение, используя более длинный перечень предметов. Через некоторое время вы удивитесь, насколько эффективным окажется этот метод. Вначале он может показаться сложным, но по мере его применения обнаруживается, что он не только прост, то и достаточно увлекателен. Создание визуальных ассоциаций не только улучшает способность памяти к запоминанию, но и позволяет запомнить большее количество информации.
Места
Метод мест, также называемый «методом локи» (metodo del loci) является самым древним методом мнемоники, который был известен еще за 500 лет до рождения Иисуса Христа. Своим названием он обязан рассказу, переданному нам в наследство Цицероном, в котором Симонидесу де Гeocy, находящемуся на званом обеде, сообщили о том, что его дожидается посланец. Когда поэт выходил из дома, обрушилась крыша, в результате приглашенные гости оказались погребенными под обломками, а их тела были изуродованными до неузнаваемости. Чтобы опознать тела гостей, Симонидес де Геос был вынужден вспоминать места, на которых сидели гости во время обеда. Этот трагический опыт послужил ему примером того, что человек может улучшить способности своей памяти посредством создания мысленных ассоциаций с определенным местом. Впоследствии метод был использован греческими и римскими ораторами при ведении длительных дискуссий для того, чтобы не пользоваться записями.
Если требуется запомнить перечень данных или последовательность тезисов для доклада, единственное, что нужно сделать — это мысленно совершить прогулку по «зданию», складывая на хранение, если так можно сказать, основные положения или образы в каждой комнате или подсобном помещении. Можно восстановить информацию после виртуальной прогулки по помещениям здания, в которых были оставлены данные. Суть этой системы состоит в том, что известная последовательность мест представляет собой структуру, в которую могут быть включены новые данные.
Предположим, что нужно обновить права на вождение автомобиля. Для этого потребуется совершить следующие шаги: произвести почтовый перевод, получить медицинскую справку, сделать ксерокопию удостоверения личности, фотографии и передать все упомянутые документы вместе с конвертом, на который уже наклеена почтовая марка и написан адрес, в соответствующее учреждение.
После того как выберете здание, например свой дом, попытайтесь совершить маршрут, посетив количество помещений, совпадающее с числом шагов, которые нужно предпринять. Выберите, например, путь от входной двери до кухни. Начните с установления ассоциаций между разными предметами. Допустим, первым образом будет прихожая дома, превращенная в почтовое отделение. Дайте себе время, чтобы зрительно представить образ, сделайте его как можно более правдоподобным. Затем представьте себе группу врачей в коридоре. Можно представить, что в столовой на месте телевизора стоит копировальный аппарат, и таким же образом выстройте ряд ассоциаций до последнего шага. Когда будете готовы вспомнить всю последовательность действий, уже созданные ассоциации с соответствующими помещениями для них, нужно будет только мысленно повторить свой маршрут, чтобы затем воскресить в памяти всю запомненную информацию.
Слова-вешалки
Этот метод был разработан в XVIII веке Генри Хердсоном в качестве усовершенствования метода мест, который не позволял восстановить случайную информацию. Метод Генри Хердсона заключается в применении серии слов, которые будут использованы в качестве «вешалок» для «подвешивания» новых данных. Для того чтобы воспользоваться этим методом для запоминания нового материала, человек должен создать ассоциацию между каждым новым элементом и словом-вешалкой, согласно установленной последовательности. Предварительно следует изучить простой рифмующийся список, например, следующий:
uno-zumo (1 — сок), dos-tos (2 — кашель), tres-pies (3 — ноги), cuatro-teatro (4 — театр), cinco-brinco (5 — прыжок) и так далее, до завершения серии.
Затем будут созданы ассоциации между новым материалом и словами-вешалками, в результате чего сформируются мысленные образы, в которых будут взаимодействовать понятия слова-вешалки и новая информация. Образы должны быть как можно более подробными и живыми. Например, если потребовалось бы запомнить всех лауреатов Нобелевской премии в области испанской литературы, Гм образом был бы Хосе Эче-гарай, который пьет сок, 2-й образ принадлежал бы кашляющему Хасинто Бенавенте, 3-й была бы Габрие-ла Мистраль с большими ногами, затем следовали бы Хуан Рамон Хименес, декламирующий произведение на сцене театра, Мигель Анхель Астуриас, совершающий большой прыжок, и далее, пока речь не зашла бы об Октавио Пас.
Чтобы вспомнить информацию, будет достаточно просмотреть слова-вешалки, чтобы воскресить в памяти требуемые термины или ассоциированные идеи, без необходимости следовать заранее установленному порядку, как при методе мест. Так, если человек желает вспомнить информацию, следующую под номером 5, он вспомнит слово, в данном примере ассоциирующееся со словом «скачок», которое напомнит ему о «Мигеле Анхеле Астуриасе, совершающем большой скачок».
Техники запоминания:
  1. Придают смысл информации, которая ранее его не имела
  2. Помогают упорядочить информацию, создать ассоциации или образовать мысленные образы
  3. Варьируются от простых до сложных
  4. По мере применения дают более совершённые результаты

Внимание и память

Широко известно высказывание, приписываемое Оливеру Холмсу, в котором говорится, что «человек должен запомнить что-то для того, чтобы потом это забыть». Нельзя потерять то, чего не имеешь. Зачастую человек считает, что страдает от забывчивости, когда произошедшее с ним на самом деле объясняется тем, что ему никогда не удавалось запомнить что-либо хорошо, то есть, он не обращал на это должного внимания. Большое количество случаев забывания на самом деле объясняется не наличием плохой памяти, а именно недостаточностью запоминания, обусловленного отсутствием внимания. Тем, кто хочет запомнить какое-то событие, прежде всего следует быть внимательным, сконцентрироваться на предмете запоминания и быть уверенным, что все запомнилось. Так, когда человек не знает, где он припарковал свой автомобиль, это не объясняется тем, что он забыл об этом, а только тем, что он сознательно не обратил на это внимание в момент совершения маневра парковки. Без сомнения, он думал о чем-то другом или с увлечением беседовал с другим человеком, и поэтому в его памяти не произошло запоминания места парковки его автомобиля. В каждодневной жизни подобное повторяется часто, поскольку способность внимания к концентрации достаточно ограничена. Так, когда человек с воодушевлением беседует с кем-либо, он не может одновременно сосредоточить свое внимание на месте, в котором оставил ключи от своего дома.

Комментариев нет:

Отправить комментарий