9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и
непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых
составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную
службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям
командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба;
Психология обучения – это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.
Психология обучения – это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.
Образовательный процесс включает различные компоненты: научение, учение, обучение, учебная деятельность.
Научение – это результат учения, характеризующийся фактом приобретения обучающимся психологических качеств и свойств.
Научение – процесс устойчивого, отвечающего реальным жизненным обстоятельствам, изменения деятельности (действий, навыков, умений) и знаний (представлений, суждений, умозаключений, понятий). Научение есть результат предшествующей деятельности человека, не сводимый к врожденным физиологическим механизмам и реакциям, это изменение, преобразование заложенного от природы. Результат научения является самой значительной частью индивидуального опыта личности, который может быть получен и преобразован в течение всей жизни, в самых различных ситуациях и обстоятельствах. В данном случае в роли учителя выступает самобытие. Поэтому научение может быть стихийным, неосознанным, скрытым, не имеющим сформулированной цели. Это, например, социально-психологический феномен подражания, а также результат того, чему, несомненно, «учит улица», не навязываемый специально опыт соседей, сослуживцев, одноклассников, любых встреченных людей, современников и предшественников. Пространство человеческого научения огромно, разнообразно, не упорядочено, поэтому как ребенок, так и взрослый могут зачастую научиться совсем не тому, чего хотелось бы педагогам и родителям, посторонним и близким людям, обществу в целом.
Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности. Конечно, в такой трактовке обучения как полностью упорядоченного, подконтрольного процесса есть определенный научный «максимализм», обозначение теоретически желаемого. Реальная жизнь, разумеется, сложнее, и обучение всегда перекрещивается с более широкими и разнообразными процессами научения. Не следует считать, что это обязательно приводит к негативным результатам. Человеческое научение, как и саму жизнь, невозможно, да и не нужно, не гуманно полностью регламентировать. Это может иметь форму насильственного, а значит, этически, морально не приемлемого вмешательства, подавляющего индивидуальность обучаемого. Но без той или иной социальной регламентации невозможны ни личность, ни общество, ни государство. Это относится и к процессу обучения человека.
Ввиду исходного, базового места обучения в системе понятий педагогической психологии перечислим основные особенности этого процесса и явления.
Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта обучающимся, организация формирования у них знаний, умений и навыков.
1. Обучение является специфически человеческой формой передачи и усвоения общечеловеческого опыта, который складывался в деятельности и жизни многих предшествующих поколений. Путем обучения транслируются, воспроизводятся и развиваются наука и техника, культура и искусство, цивилизации как таковые, сама категория «человечности». Обучение давно оформилось в особую сферу человеческой деятельности и общественной практики, в особую сторону межчеловеческих отношений и взаимодействий. Чем выше развито общество, тем большую роль в жизни его членов играет процесс обучения, тем он интенсивнее и продолжительнее. В противном случае неизбежен застой и, значит, регресс человечества как конкретного «разумного» вида.
2. Вторая особенность обучения заключается в том, что оно, по сути, невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя. Обучение представляет собой деятельность совместную, распределенную, многосубъектную. Это особая форма взаимодействия двух субъектов – неотъемлемых участников целостного процесса, объединенного знанием как своим общим предметом. Но для учителя это деятельность преподавания, направленная на передачу знания и организацию его принятия, усвоения учащимся.
Ученик в структуре совместного процесса обучения осуществляет другую деятельность – учение, которое направлено на овладение знаниями и умениями, их усвоение и активное присвоение. Учение – это специфическая форма индивидуальной активности, проявляющаяся в регуляции собственной деятельности и направленная на усвоение знаний, умений и навыков, а также на развитие самого ученика. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, учение в своем развитом, высшем виде направлено на самоизменение личности. Таким образом, исконная, адекватная мотивация учения является, во-первых, внутренней, принадлежащей самому учащемуся, и, во-вторых, ориентированной на субъективные смыслы целенаправленного, осознанного изменения самого себя. Хотя необходимо подчеркнуть, что в реальной жизненной практике приобретение знаний, как правило, фактически инициируется и многими другими мотивами, может иметь для человека самые разные субъективные смыслы. Учение может существовать и в структуре познавательной деятельности, и в структуре научения, а не только в составе организованного обучения. Учение может быть психологически очень разнообразным. Новые знания и умения невозможно механически переложить из одной головы в другую, материально передать из рук в руки. Учащийся может взять их только сам, сделать своими, именно ему принадлежащими, лишь одним путем – за счет собственной деятельности учения, а это – напряженный умственный труд по созданию, «образовыванию» человеком самого себя.
В этой связи уместно напомнить одно из распространенных заблуждений обыденной педагогики, свойственное порой и вполне профессиональным преподавателям. Заключается оно в том, что весь процесс обучения якобы можно (и нужно) строить исключительно на интересе учащихся. Конечно, наличие субъективного интереса обучаемого является одним из условий успешного обучения, «облегчающим» фактором ученического труда. Но человеку не может и не должно быть все в мире интересным и отвечающим его реальным потребностям, поэтому не все в деятельности учения непременно окрашено в положительные эмоциональные тона. Обязательно существует и «скучная», иногда изнурительная учебная работа, которая реализуется за счет значительного повышения активности, путем осознанных и волевых усилий, путем актуализации и формирования широких и смыслообразующих мотивов. Деятельность истинного учения вообще не должна быть объективно легкой, даже если она и субъективно интересна. Тогда и результат ее – приращение умений и знаний – будет, соответственно, весомым, устойчивым, качественным, а не просто поверхностным и быстро преходящим.
Таким образом, эффективность процесса обучения обусловлена не только качеством преподавания, но и качеством деятельности учения, точнее говоря, оптимальным взаимодействием этих двух составляющих процесса обучения. Проблема заключается в том, что вести процесс «преподавания» (в узком смысле слова) намного проще, чем грамотно организовать, активизировать, сформировать «встречную» деятельность учения. Последнее означает, по существу, научить человека учиться, т. е. реализовать самую перспективную цель всего школьного обучения. Учение и учебная деятельность содержат в себе высокий развивающий психологический потенциал. Но для его практической реализации в массовом образовательном процессе необходимы особые и отнюдь не простые психолого-педагогические разработки. Не каждое обучение автоматически является развивающим. Не каждое учение плодотворно воздействует на психику.
3. Третья особенность обучения состоит в том, что его результат рассматривается в психологии не как простая, механическая прибавка к уже имеющимся знаниям и умениям, ранее сложившимся психическим процессам и свойствам. Результат обучения заключается в качественном изменении мышления, сознания, всей психики и личности учащегося. Это высшая «ступень» обученности, когда исходно внешний учебный материал путем процесса интериориза-ции становится собственно внутренним, психическим, личностным достоянием учащегося. Это новое приобретение психики не только добавляется ко всему прежнему, но принципиально его преобразует, переводит на новый уровень функционирования, проявляется в усложнении связей и взаимодействий. Приведем простой пример, иллюстрирующий вышесказанное. Грамотный человек отличается от неграмотного не только наличием трех умений: читать, считать и писать. Эти умения и знания перестраивают, по-новому вооружают, внешне и внутренне опосредствуют все другие психические процессы. Принципиально меняются мышление человека, его познавательные возможности и операциональный состав, содержание, мотивация. Меняется, расширяется и усложняется взгляд субъекта на мир и на себя в этом мире, преобразуются отношения и взаимодействия с другими людьми. Запускается и реализуется сложная цепь связных изменений деятельности, сознания, личности.
Многочисленные и разнообразные цели обучения можно сгруппировать в виде двух основных:
· формирование знаний и способов деятельности. Под знаниями имеется в виду особая система понятий, специфичная для всякой науки. Это принципиально отличается от разрозненного, случайного набора отдельных фактов и явлений. Истинное, профессиональное знание понятийно, целостно и расходится со знанием бытовым, хаотичным, бессистемным. Обучение изначально предназначено для усвоения научного, а не житейского знания. Формирование новых способов и приемов деятельности – это оснащение личности внешними и внутренними действиями, навыками и умениями. Такие новообразования изменяют саму деятельность, ее результативность и содержание. Это способствует возникновению в личности новых деятельнос-тей, качественному преобразованию всей деятельностной сферы;
· повышение общего уровня умственного и личностного развития, смена «типа» мышления, актуализация, формирование и развитие потребностей и способностей человека к учению и самообучению. Реализация такой объемной, общеличностной цели осуществляется не сама по себе, не только за счет достижения первой цели обучения. Необходимо систематическое переустройство всего учебного процесса, целенаправленное формирование активной и психологически богатой самостоятельной деятельности учения.
Человеческая психика сложна и лабильна, поэтому индивид может обучаться различными путями и средствами, с разными отношением, напряженностью, результативностью. Можно, к примеру, организовать учебный процесс, который предполагает учебные действия, подобные поведению крысы при выработке навыка прохождения лабиринта. Другими словами, обучение по типу «проб и ошибок», по схеме оседания, подкрепления и закрепления, по широко известному лозунгу: «Повторение – мать учения». Это во многом предопределит ход и результат обучения, который вряд ли приведет к реализации собственно человеческих возможностей и развитию общих способностей к обучению. Психологическая суть собственно человеческого, осознанного обучения заключается не в многократном и отупляющем повторении чего-либо. Необходимо планомерное упражнение как обязательная и систематическая вариация новых «проб»: условий, материала, заданий. Необходимо максимальное задействование в учении психологического потенциала учащегося, а не только его моторики и памяти.
Термин «формирование», часто употребляемый в педагогике и психологии, также требует особого комментария и осторожного, сдержанного использования. Формирование чего-либо у человека не означает чисто механической, обязательной и унифицированной «лепки» по установленному образцу и подобию. Человеческая психика – это не «чистая доска», не бесформенный материал для работы безгрешного педагога-скульптора и для записи директивных и всегда «правильных» социальных воздействий. За такими «руководящими» действиями, как формирование, исправление, коррекция, обязательно располагаются вопросы этические, моральные, нравственные, ведь педагог и учащийся являются членами конкретного общества, носителями определенных, хотя не всегда ясно сформулированных ценностей. Формирование как средство психолого-педагогического процесса заключается в создании и максимальном обеспечении условий для самостоятельного приобретения, усвоения субъектом тех или иных психических процессов, свойств или качеств. Такое формирование – это прежде всего целенаправленное, профессиональное содействие организации собственной деятельности обучаемого и воспитуемого человека в структуре целостного и одновременно распределенного образовательного процесса.
Итак, эффективность учебного процесса зависит от многих условий и факторов (внешних и внутренних), а потому является качеством переменчивым, вариативным. Существует несколько вариантов градаций, так называемых, этапов или уровней возможной обученности человека, построенных на разных основаниях. Рассмотрим одну из них, основанную на учете особенностей психологического наполнения деятельности учения, ее активности и напряженности. Такое деление, разумеется, условно, потому что в реальном учебном процессе, в конкретной личности все эти уровни фактически перемешаны, объединены. Однако предлагаемая схема полезна как практически, так и для понимания психологической сути процесса учения. Выделим четыре уровня обученности, идя в направлении от простого к сложному, от начального и поверхностного к глубинному и полному:
· самым неполным, несформированным можно считать знание, которое проявляется как узнавание, выделение какого-то материала среди других, представляющихся вовсе неизвестными. Материал, некий предмет или явление воспринимаются человеком как в чем-то знакомые, где-то встречаемые, слышанные или виденные. Такой уровень обученности есть результат относительно пассивного и бедного по психологическому составу учения, построенного более всего на восприятии. Оно в учении становится как бы ведущим, главным, чуть ли не единственным. Хотя известно, что психика всегда функционирует как некое целостное образование, и полноценное восприятие, по определению, немыслимо без участия памяти, речи, мышления, творчества;
· следующий уровень обученности человека можно назвать полным воспроизведением, которое является следствием преимущественной работы памяти в структуре деятельности учения. Учащийся воспроизводит материал в той же последовательности, теми же словами, что были и в первоисточнике. В своем предельно выраженном варианте – это знание как результат буквального заучивания наизусть, речевой выход «зубрежки» как сложившейся и давней традиции обучения. Это зеркально чистое повторение учебного материала, которое в педагогическом смысле не должно устраивать любого профессионального преподавателя. Но следует признать, что массовая и повседневная педагогическая практика, к сожалению, давно уже построена преимущественно на ожидании и требовании педагогом именно данного уровня знаний учащихся. Но все дело в том, что человек может (а иногда должен) обучаться именно на данном уровне заучивания. Это этап по-своему базовый, но результативно не главный. Положим, выученные в детстве стихотворные строки могут быть для индивида в течение длительного времени только красивыми словами, рифмованными звуками, своеобразной мелодией. Но приходит момент, когда эти слова и мелодии «вдруг» переходят в иной ранг – на уровень мысли, которая заложена в них автором. Она становится истинно понятной, нужной именно данному индивиду;
· третий уровень обученности характеризуется пониманием, т. е. прямым следствием главенствующего участия в деятельности учения процессов человеческого мышления. В этом случае учащийся овладевает не словами, а понятиями, в них заключенными. Это означает усвоение сущности учебного материала, различение случайного и закономерного, понимание связей и происхождения соответствующих феноменов, закономерностей и их механизмов. Такое знание не сводится к работе единственно мышления. На данном Уровне задействована вся человеческая психика, а не только ее познающие структуры. За пониманием стоит напряженная интеллектуальная деятельность личности, ее сомнения и радости, волевые усилия и смыслообразующие мотивы;
· четвертый, высший уровень знания можно назвать усвоением, которое выражается не только в исчерпывающе полном понимании материала, но и в своеобразном переводе его во внутреннее, собственно личностное существование. Материал присваивается, инте-риоризуется, становится для человека своим, как бы прочувствованным. Такое знание психологически «свернуто», оно систематично, устойчиво и одновременно динамично, оно свободно излагается, комментируется, дискутируется, потому что это не только знание (объективность), но и наличие осознанного к нему отношения (субъективность). На уровне усвоения личность не просто знает, но и субъективно, избирательно относится к существующему знанию. Это результат участия сознания в напряженной и достаточно длительной деятельности учения. Только на данном уровне обученности возможно творчество, т. е. дополнение, изменение, развитие и преобразование первоначально усвоенного знания. По сути своей это некий предельный, желательный, но и достаточно гипотетический уровень обученности. Его достижение зависит, конечно, не только от напряженности деятельности учения, но от целого ряда других личностных особенностей человека. Психологически решающим может стать многое и самое разное, например, особая мотивация, развитые способности, черты характера, жизненный опыт. Подобные вопросы направленно изучают психология творчества, многочисленные модели креативности личности.
Одним из наиболее известных вариантов целенаправленной разработки деятельности учения служит учебная деятельность.
Учебная деятельность – это активность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
Учебная деятельность – воспроизведение накопленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексия, мыслительные операции).
Характеристики учебной деятельности:
· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· общие способы действий предваряют решение задач, т. е. есть программа действий;
· она ведет к изменениям в самом субъекте; изменение психических свойств и поведения обучающегося осуществляются в зависимости от результатов своих собственных действий, т. е. в ней формируются самоконтроль и саморегуляция.
В учебной деятельности выделяют три стороны:
· содержательную – содержание усваиваемых знаний;
· операциональную – способы действий по усвоению знаний;
· мотивационную – заинтересованность в получении знаний, желание учиться.
Понятие учебной деятельности шире, чем учение. Учение является составным элементом учебной деятельности.
НАУЧЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков. Это – учебная деятельность, обучение, учение и научение.
Термин «учебная деятельность» в психологии употребляется для обозначения тоже «учения» (учение как бы является побочным продуктом любой деятельности: человек учится всегда «по жизни»), но организованного специально только с целью обучения (деятельность двоих – и обучаемого, и обучающего).
Понятием научение пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть результат учения. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает всё то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.
Научение – это процесс и результат приобретения субъектом индивидуального опыта в виде знаний, умений и навыков. В настоящее время это понятие употребляется в педагогической психологии применительно к человеку для обозначения не столько процесса, сколько результата обучения (научение: «учитель научил, а ученик научился»). Задача обучающего – учить с целью научить.
Понятие «научение» сегодня у психологов звучит часто (А.В. Петровский, Р.С. Немов, Б.Ц. Бадмаев и др.), но далеко не у всех. Отсутствует этот термин у В.А. Крутецкого [4]. У В.А. Крутецкого – это «развивающее обучение», «умственное развитие», у И.А. Зимней («Педагогическая психология». – М., 2000) – усвоение знаний. Под понятием усвоение подразумевается не просто запоминание знаний, а умение действовать со знанием дела, когда знания понятны, осмысленны и превращены в умение оперировать ими при решении разнообразных жизненных задач, т. е. стали своими, превратились в некую интеллектуальную способность, инструмент собственной мыслительной деятельности (обратим внимание на корень русского слова «усвоение»: свой, своё).
Выделяют разные виды научения:
Выделяют разные виды научения:
· импритинг – быстрое, автоматическое, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и др. Такие формы поведения генетически запрограммированы и мало поддаются изменению;
· условно-рефлекторный – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Условные стимулы обычно бывают нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, который научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентирующую роль;
· оперантный – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок;
· викарный – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения;
· вербальный – приобретение человеком нового опыта (знаний, умений и навыков) через язык. Этот вид научения становится основным способом приобретения опыта с момента усвоения речи;
· сенсорный – в ходе которого формируется различение чувственных сигналов, процессы восприятия, наблюдения, узнавания (например, переход улицы при зелёном свете светофора);
· моторный – ребёнок научается ходить, произносить звуки;
· сенсомоторный (синтез сенсорного и моторного) – обеспечивает выполнение сложных действий под контролем восприятий и представлений (например, чтение вслух). Не исчезают эти виды научения и в течение всей жизни человека;
· интеллектуальный – более высокий уровень (научение понятиям, мышлению).
Процесс научения как деятельность реализуется за счёт следующих учебно-интеллектуальных механизмов: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт (догадка); творчество.
Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы задействовать в нем все указанные механизмы.
Успех научения зависит от многих факторов. Среди них важное место занимают психологические факторы: мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых необходимых волевых и ряда других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и др. К числу психологических факторов относятся также умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебе.
Один из важнейших вопросов теории учебной деятельности, а также обсуждаемых в ней процессов научения, обучения и учения, – выяснение того, в какой мере все это вместе взятое влияет на психологическое и поведенческое развитие человека. Исторически сложились различные точки зрения по данному вопросу. Их можно свести к следующим основным позициям:
Развитие полностью определяется научением (имея в виду то, что оно в той или иной степени включает в себя представление об учебной деятельности, учении и обучении).
Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями.
Развитие зависит от научения, но, кроме того, определяется также и естественным созреванием организма.
Как видно, все теории различны. Первая, придавая значение среде и воспитанию, совершенно не учитывает наследственные задатки и является социологизаторской.
Вторая, наоборот, – только биологизаторской, утверждает лишь саморазвитие человека.
И лишь третья позиция является истинно научной: на развитие личности влияют три фактора: наследственность, среда и воспитание (как научение).
Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются факторами научения.
Какова же сущность процессов научения, и на чем они основаны?
Примеры: ученик не знал, почему бывают приливы. Ему объяснили. Затем он повторил этот материал по учебнику и теперь знает. Говорят, что школьник выучил соответствующий материал.
Человек не мог бегать на коньках, потренировался и теперь может. Он выучился.
Студент на первом курсе не мог решать дифференциальные уравнения, а на третьем умеет. Он научился.
Итак, научение предполагает такие изменения внешней (физической) и внутренней (психической) деятельности или поведения, которые позволяют достичь определенной цели.
Иначе, научение выражается в целесообразном изменении внешней или внутренней деятельности (или поведения).
Научение вызывается не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной деятельностью (адаптация, утомление, травмы, действие химических препаратов, физиологическое созревание и т. д. – все такие изменения по этим причинам не являются научением).
Итак, научение – это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма.
В отличие от животных (у которых тоже есть процесс научения) человек учитывает в своей деятельности не только физические, но и логические отношения предметов. У человека вырабатывается особая форма отражения – понятия. Их нет и не может быть у животных.
Язык как средство выражения понятий освобождает научение человека от привязанности к чувственному опыту, к конкретным вещам и позволяет учитывать в научении общие связи и отношения предметов.
Понятия отражают опыт и знания, накопленные всем обществом. Поэтому научение понятиям, обозначаемым словами, есть владение человеком теми знаниями, которые накоплены всем человечеством в ходе его исторического развития.
Как человек обнаруживает связи и отношения предметов, которые не даны ему непосредственно в ощущениях?
Ответ дает теория познания: обнаруживает через практику с помощью деятельности.
Человек может осуществлять действия не только с предметами, но и содержанием своих представлений и понятий. Такие идеальные действия называют умственными или мыслительными.
Переход от предметных действий к действиям в идеальном плане осуществляется мышлением.
Итак, процесс овладения человеком понятиями и умственными действиями с ними предполагает научение его мышлению.
Конечная цель мыслительной (умственной или интеллектуальной) деятельности человека – решение практических задач, которые ставит перед ним жизнь (производственная или общественная).
В случае, когда целью деятельности человека является само научение, речь идет об учении. Так, деятельностью с таким целеполаганием является учение как активность ребенка, специально направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков и на их основе – всестороннее развитие личности.
Его более распространенная форма – школьное обучение во всех видах образовательных учреждений, начиная с детского сада. Какая именно активность и деятельность учащегося приводят к научению?
Младенец хватает предметы, ползает, ходит – научение координации движений и ориентирование в окружающем мире, знакомство со свойствами вещей, формирование восприятия.
Ребенок манипулирует вещами и играет не для того, чтобы научиться. Поэтому возникающие научения называют попутными.
Итак:
1) научение происходит и тогда, когда перед обучающимися нет специальной задачи научиться (например, запомнить что-то);
2) заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
Психологи выдвинули идею, что попутное, непреднамеренное научение – лучшая форма обучения. При этом подчеркивается его «естественность». Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека, а не указываются извне.
Но всему ли можно научиться при «свободном воспитании» (по Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстому)?
Сегодня психологи пришли к следующим выводам:
Попутное и непреднамеренное научение в большинстве случаев менее эффективно, чем преднамеренное и специально организованное.
Непреднамеренное научение требует значительного времени (ведь при этом ученик должен сам выявить, осмыслить и собрать нужные ему сведения).
При таком научении человек выделяет и усваивает главным образом лишь то, что непосредственно связано с его потребностями, интересами, текущими задачами, а все остальное проходит мимо него.
Поэтому результаты такого научения отрывочны и бессистемны. Требуется специфическая деятельность человека, имеющая своей прямой целью научение, т. е.учение.
Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности.
Учение – это специфическая человеческая деятельность. Возможна лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Эта способность появляется примерно к 4–5-ти годам на основе игры, речевого общения, практических действий.
Что же представляет собой деятельность учения?
Один из простых ответов: это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых (движений, письма, речи т. д.).
Но исследования показали, что кроме практической деятельности человек должен осуществлять ещё особую гностическую деятельность (от греч. «гнозис» – знание). Цель её – познание окружающего мира.
Гностическая деятельность может быть предметной и внешней: сборка и разборка предметов и т. д., перцептивной (наблюдение, проникновение в сущность), символическаой (изображение, высказывание).
Гностическая деятельность может быть внутренней, через мнемические действия (мысленная организация материала, мысленная схематизация и т. д.).
Исследования обнаружили, что наиболее развитые формы мышления осуществляются посредствам особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (анализ, синтез, сравнения, сопоставления, обобщения).
Если ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности.
На этом основано традиционное обучение методом сообщения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.
РЕЗЮМЕ
Под научением понимают устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма.
Учение – это активность ребенка, специально направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков и на их основе – всестороннее развитие личности.
Обучение – это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности.
Учебная деятельность – это активность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий